Женские профессии: чего стоит стать пилотессой в Украине

Леди за штурвалом держат спецкосметику для полетов и конфеты для коллег

Пилотесс в Украине — всего с десяток. Но для мировых авиалиний женщина в кабине пилота — нормальное явление. У каждой своя история, как попала в авиацию, свои мотивы и семейные обстоятельства, опыт и взгляд на работу. О том, сложно ли женщине в такой, недавно еще совсем неженской, профессии, нам рассказали Елена Коневская и Галина Мараховская, пилотессы компании SkyUp Airlines!

Дорога в авиацию: от детской мечты до многочасовых полетов

Елена Коневская родилась в Мелитополе, в военном городке в километре от аэродрома.

Реклама

"В детстве часто бегали туда с подружкой играть, — говорит она. — Но никому даже не намекала, что тянет в небо и пойду в авиацию".

После школы подала документы в Кировоградскую летную академию НАУ:

"Решила: не поступлю, подучусь и через год снова буду пробовать".

Ее коллега Галина Мараховская с 2011 года летала стюардессой. Со временем поняла, что хочется развиваться в этой сфере.

"Долго выбирала, где учиться, и остановилась на США, — рассказывает она. — Образование в Украине и в Америке — небо и земля! Американская лицензия ценится и позволяет без проблем устроиться в любой стране мира". 

Одна семья. Командиры — отцы и наставники, помогают во всем. Фото: из архива Е. Коневской
Одна семья. Командиры — отцы и наставники, помогают во всем. Фото: из архива Е. Коневской

Реклама

В кабину пилота: этапы отбора, психологи и индивидуальный график

Елена при поступлении прошла три этапа отбора. Сначала курсантов фильтровали по баллам, потом психолог, затем физподготовка.

"Пробовалось очень много девушек. В мою роту попали 10, — рассказывает она. — Кроме меня, больше никто пока не летает".

В учении было непросто, но если все делать вовремя и не допускать хвостов — посильно.

"До того, как села за штурвал, я не летала даже пассажиром. После первого полета окончательно поняла: это мое", — признается Елена.

За почти 8 лет она налетала сотни часов, пользовалась любой возможностью попрактиковаться. Даже в Литву ездила осваивать новый тип самолета.

Реклама

В Штатах, по словам Галины, у каждого студента в меру личных способностей вырабатывается свой график.

"Если курс рассчитан на 6 месяцев, не факт, что через полгода будешь с лицензией, — говорит она. — Не дадут, пока не сдашь все экзамены. Есть минимум часов для каждой лицензии. Но если не сдаешь прогресс-чек, который состоит из теории и практических упражнений, летаешь дальше, пока не выполнишь стандарт, установленный FAA (Federal Aviation Administration)".

У Галины это заняло чуть больше года, у других — 2—2,5. Кроме нее, в школе были европейки и даже девушка из Шри-Ланки.

Первая работа: "мы вам позвоним" и должность в знак благодарности

На открытую гендерную дискриминацию девушки не жалуются. Но Галине, по ее словам, получить работу было достаточно сложно. Был 2016 год, и кроме нестабильной обстановки в стране на трудоустройство влияло еще два обстоятельства.

"Я девушка, а на то время в Украине работала только одна пилотесса. А еще маленький ребенок: для любого работодателя это проблема", — говорит Галина.

Но она вернулась в Украину и начала обход авиакомпаний в поиске работы. Встречалась с руководителями, летными директорами.

"С распростертыми объятиями нигде не встречали, — вспоминает она. — Одни сразу отправляли восвояси, другие обещали позвонить, когда откроется набор".

Но тут вмешался счастливый случай. В одной компании шеф-пилот, увидев Галину, улыбнулся и рассказал: его первым инструктором была женщина.

"Видимо, решил, что пришла пора отплатить за науку добром, и помог мне, — вспоминает Мараховская. — Так я устроилась на первую работу".

Елена считает, ей крупно повезло: ее взяли во второй компании, куда она обратилась при поиске работы.

"Оказалась в нужное время в нужном месте, — говорит она. — Боялась предвзятого отношения, но пока его не замечала".

В резюме уже отмечено, какие документы на руках, какими типами самолетов управляешь, и даже оценки по тренажеру. Потом собеседование.

"Помню, назначили перед Новым годом. Билетов нет, с трудом в Киев добралась, переживала сильно", — признается Елена.

Ее погоняли по общим предметам — аэродинамика, навигация, право, по английскому и приняли.

"А теперь в отборе участвуют еще и психологи", — говорит пилотесса.

Экс-стюардесса нашла призвание. Фото: из архива Г. Мараховской
Экс-стюардесса нашла призвание. Фото: из архива Г. Мараховской

Семья и авиация 

Откладывать жизнь нельзя, уверены наши героини. Учеба и активная летная практика не мешали 5-летним отношениям с молодым человеком, говорит Елена.

"Все, что хочу, успеваю. А не хочу — говорю, что у меня рейс или срочно вызывают", — смеется она.

Галине ради учебы пришлось жертвовать интересами семьи. Отправилась в США, оставив дома годовалого ребенка.

"Не полетела бы тогда, другого шанса не представилось бы", — объясняет она.

Но даже с американской лицензией в кармане вернулась в Украину, к семье. И признается: совмещать домашние заботы с рабочими сложно:

"Мужчина-пилот приходит домой — он уже герой, бросает вещи и отдыхает. А женщина превращается в хозяйку, маму и работает".

Женские слабости

Стрессоустойчивостью и выносливостью леди мужчинам не уступают. Но кое-что пилотесс беспокоит сильнее. Очень сушатся кожа, кутикулы и губы. Елена приспособилась: берет с собой кремы, мицеллярную, термальную воду.

"Можно в полете попшикаться, еще и предложить командиру, — шутит. — У меня отдельная косметичка для полетов. То губы накрашу, то руки кремом намажу, пока командир не видит".

Рабочее место пилота ограничено, но у каждого своя зона комфорта есть. Надо оставлять порядок перед приходом коллеги. А пилотесса в придачу старается оставить после себя приятный сюрприз.

"На бортовом компьютере оставляю надпись have a nice flight, а там, где номер рейса на штурвале, набираем 737 или 777 на удачу, — рассказывает она. — Придут — улыбнутся".

Если у коллеги день рождения — можно оставить ему поздравительную надпись. А еще есть милый обычай крепить к штурвалу конфеты.

"А вот аплодируют пилотам все меньше. Жаль: нам приятно", — говорит Елена.

женщины
женщины

Страсти и суеверия

Главный минус в их работе, по словам девушек, — плавающий, непредсказуемый график. Можно работать ночью, можно улететь на неделю-две, зависнуть дома.

"Домашний график подлаживаю под рабочий", — говорит Галина.

Бывает, возвращаешься вечером из рейса, а завтра вместо планового выходного снова полет, рассказывает Елена. В графике пилота выходные бывают двух типов: пустые клетки, в которых еще может рейс появиться, и с пометкой, что день 100% свободный. Только на такие можно рассчитывать (и то если не возникнет форс-мажор). Но зато плюсов не сосчитать.

"Это не работа, а образ жизни. Моя самая большая страсть, любовь и хобби навсегда", — признается Коневская.

За год она получила море впечатлений. Новые страны, новый опыт, новый ритм и командиры, которые каждого курсанта воспитывают, лелеют.

"Они для нас наставники во всем. Можно обсуждать любые жизненные темы, просить совета", — говорит Елена.

У пилотов — свои суеверия. Пилотесса особенно в них не верит, но на всякий случай перед рейсом пуговицы не пришивает и не фотографируется, тем более у самолета. По-разному относятся к аэродромам: одни опасны, на других — как дома. На Тенерифе вот бывают сдвиги ветра. Когда заходишь на посадку, ветер может резко сменить направление и скорость.

"И тогда самолет в сторону сносит. Не сядешь сразу, придется идти на второй круг, — говорит Елена. — Перед заходом на посадку командиры устраивают брифинг, обсуждаем такие нюансы".

Напомним, ранее новости "Сегодня" писали о том, как работают бортпроводницы и бортпроводники в Украине. Представители самой романтичной профессии должны уметь плавать и говорить на английском, могут обезоружить словом, а на пенсию, вопреки стереотипам, уходят как все.

А еще мы писали о том, как в Греции самолет пролетел в нескольких метрах над туристами: яркое видео. Аэропорт острова Скиатос находится недалеко от пляжа, поэтому посадка самолетов здесь – запоминающееся зрелище.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

61269.12

Bitcoin Cash (BCH)

456.84

Binance Coin (BNB)

536.7

Ethereum (ETH)

2947.13

Litecoin (LTC)

78.08

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,02
54,97
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,67
51,11
26,87
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.6

Евро (€)

42.28

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять