Жизнь после томоса: во время захватов церквей выбивают двери и у 160-летних храмов

Древние двери двери взломали ломом и срезали вожжи у бричек прихожан

Продолжение репортажа. Начало читайте тут: Жизнь после томоса: в регионах начались гонения и захваты храмов УПЦ

Наша следующая "горячая точка" Ровенской области, где день назад захватили храм, называлась Буща. Священник предупредил, что дорога туда — "не очень". Но верующие люди вообще о любых трудностях говорят аккуратно. Словом, дороги в цивилизованном понимании асфальта здесь вообще не было. Это было нечто условное — путь среди полей, лесов и перелесков. Мы даже всерьез стали опасаться за наш транспорт. Однако бездорожье перестало что-то значить, когда мы увидели сам Свято-Николаевский храм. 

Реклама

Золотые купола в горах — всегда зрелище завораживающее, и Буща здесь не исключение. На пути к храму стоит замечательная скульптура Богородицы. Эдакий маленький кусочек рая. Неподалеку от храма — древнее кладбище со старинными каменными крестами, наполовину ушедшими в землю. Они еще помнят древнюю деревянную церковь Архистратига Михаила, утраченную в начале XIX века. Словом, место неимоверное красивое и веками намоленное. 

Реликвия Ровенщины

Свято-Николаевский храм — памятник архитектуры Здолбуновского района и жемчужина Ровенщины. 160-летний юбилей его отметили 31 мая 2018 года по давней традиции — праздничной архиерейской службой и крестным ходом. Тогда еще никто не знал, что такое "томос". И не предполагал, что его подписание разделит односельчан на два лагеря. Что в пылу политических раздоров древние двери храма просто взломают, а юбилейные фото храмового праздника с радостными лицами прихожан станут историей.  

Как только наша машина поднялась на пригорок, из домов стали выходить люди. Пока мы знакомились с настоятелем — молодым отцом Александром, внизу "припарковалась" бричка с двумя лошадками. На ней отец семейства привез "на збори" четырех бабулечек из соседнего села. Женщины спрыгивали с телеги, словно им по 18, чем привели нас в полный восторг. 

Реклама

Свято-Николаевский храм. Настоятель, отец Александр

"Мы за батюшку — горой!"

В храм нас, конечно же, не пустили. Потому настоятель пригласил в домик, где теперь проходят богослужения. Это старая, но хорошо отремонтированная хатка. По словам бущан, она стоит здесь несколько веков. В ней всегда жил настоятель, когда еще была церковь Архистратига Михаила. Как и в "домовых храмах" Гощи и Курозван, комнатка, окна которой выходят на восток, стала алтарной частью, а коридор и вторая комната — местом для прихожан.

Реклама

"Много вас?" — спрашиваем отца Александра. "Сейчас увидите", — сказал батюшка и вышел в сени. После чего в домик стали заходить люди. Он заходили и заходили... Оказалось, с нами пообщаться прибыли около 40 (!) человек из Бущи и близлежащих сел.

"Мы за своего батюшку — горой, в обиду не дадим! Скажет, что надо быть, мы даже из Ровно приедем, — пояснили нам селяне. — Стоит кому-то одному позвонить — мы все сбегаемся. Надо будет — дежурство устроим, если отец Александр благословит".   

Переход в ПЦУ

История перехода в ПЦУ из УПЦ здесь во многом походила на предыдущие.

"У нас было около 200 прихожан, — говорит отец Александр. — Остались не все, только самые активные, кто постоянно ходит и чьи предки ходили в церковь. Точных результатов опроса о переходе в ПЦУ, который проводила сельрада, мы не знаем. Да и опрашивали ведь всех, а не тех, кто в храм ходит. Как люди говорят, многих заставляли подписывать "за ПЦУ", особенно одиноких женщин, за которых некому заступиться. Некоторым угрожали: "Когда умрешь — лишим тебя места на кладбище!".

Храм мы опечатали до приезда инвентаризационной комиссии. Вчера примерно в три часа дня сюда прибыли приверженцы ПЦУ и глава райадминистрации. Под предлогом проведения церковной инвентаризации он потребовал у меня ключи. Когда я отказался, в руках чиновника появился лом, которым он выломал сначала первые двери, а потом двери притвора". 

"Представители ПЦУ, как захватчики, взяли лестницу, забрались на второй этаж на хоры и били двери храма изнутри, — добавляет свидетельница событий Нина Романовна, которая успела в числе первых прибежать на помощь батюшке. — Вслед за захватчиками и мы вбежали в храм. Глава райадминистрации подошел к аналою, осмотрелся. На наш вопрос: "А как же инвентаризационная комиссия?" — он ответил: "Я уже все увидел". На этом инвентаризация закончилась. Он написал акт, подписал его вместе с теми, кто помогал взламывать храм. Мы вызвали наряд полиции, который зафиксировал все. А также мы написали заявление, под которым подписались все наши прихожане, с просьбой провести судебное расследование по факту взлома памятника архитектуры".

"На счастье, все обошлось без кровопролития и травм, — продолжает батюшка. — ПЦУ привезли в храм своего священника с церковным хором в 30 человек (!) и отслужили вечернюю службу. Наших людей в храм больше не пустили. На счастье, приходской домик по размерам достаточно большой, нам удалось оборудовать несколько комнат под общую молитву. Сейчас никто из нас в храм не пойдет во избежание новых конфликтов. Единственное, нам позволили забрать Евангелие и книги, и на том спасибо". 

Прихожане признаются: первое богослужение в домике было больше похоже на плач Иеремии.

"Мы не были агрессивными и хотели все решить мирным путем, — добавляет прихожанка Нина Романовна. — Когда 183 жителя Бущи поддержали переход в ПЦУ, мы это признали и написали коллективное заявление о просьбе поочередных богослужений. На что получили отказ, еще и множество обидных слов. Мы не можем понять — за что? 

Одно меня поражает: наша церковь — памятник архитектуры. Помню, когда несколько лет назад мы решили подремонтировать храм, нам столько справок и разрешений пришлось взять в Ровно, чтобы хоть одну ветхую досочку поменять! А тут чиновники ломом выбивают двери, которым 160 лет, — и ничего! Я не понимаю". 

Алтарь. Из захваченного храма разрешили взять лишь Евангелие

"Наша очередь терпеть за Христа"

Оставшиеся в УПЦ говорят, что терпят насмешки и угрозы. От соседей, бывших друзей, с которыми полвека назад сидели за одной партой в сельской школе, они теперь слышат: "Ну, заходи, сепаратистка!".

"Я хожу в нашу церковь вместе с детьми более 6 лет, из них 5 лет пою на клиросе, — говорит хористка Таня Романенко. – То, что происходит сегодня, для меня — полный шок. Особенно поразило, что церковные вопросы решали люди, которых я, как человек, который ходит на службы регулярно, там никогда не видела. Когда мне на работу позвонила сестра из Ровно и сообщила, что нашла в интернете информацию о захвате нашего храма, это было той последней каплей боли. Не гнева, а боли. Болит душа за тех людей, которые не ведают, что творят. Вспомним историю Православной церкви. Христос не искал учеников среди богатых и знатных. Он выбрал простых рыбаков. Жизнь и проповеди Христа стали революцией веры. Когда христиан гнали и пытали, они не отрекались от веры. Видимо, теперь пришла наша очередь отстаивать Христа". 

После разговора люди медленно стали расходиться по домам. Выяснилось, что пока мы были в домике священника, хозяевам брички кто-то успел обрезать вожжи.

"Бачите, діжки нам обрізали, дай цим "добрим" людям Бог здоров’я! — глава семейства весело помахал нам обрезанным куском вожжей. —Це тому, що ми з іншого села приїхали. Ну нічого, ми діжки знову зв’язали — зараз додому поїдемо! Янгола-охоронця вам!".

В бричку одна за другой резво запрыгнули четыре бабулечки, после чего "кортеж" тронулся. Мы стояли и любовались, как они махали нам на прощанье, пока не скрылись за поворотом в лучах заходящего весеннего солнца. 

После встречи. Приверженцы УПЦ держатся все вместе

Владыка Пимен: "Наша церковь никогда не посягала на чужое"

Викарий Ровенской епархии УПЦ — о табу на агрессию, важности единства, молитвах за паству и своих врагов,  а также о самом благодатном времени для появления истинных святых

Епископ Дубенский: "Унижать и обзывать соседа — все равно что обзывать свою родину и Господа". Фото: А. Яремчук

— Владыка Пимен, на ваш взгляд, что сейчас происходит между УПЦ и ПЦУ?

— Сейчас мы переживаем очень трудные времена, когда на церковь ведется завуалированное, но всем видимое гонение. Происходят захваты храмов. Мы чувствуем постоянное давление на церковь и ее служителей, даже на людей, которые выявляют желание остаться в УПЦ, в которой они крестились и выросли. Это настолько тяжело принять и понять, ведь мы все — дети Божьи. Мы любим свою церковь, мы патриоты своей страны, хотя и не пропагандируем это при каждом случае. Нас делают изгоями на своей же земле, которую мы любим и которой мы живем. 

Сейчас в Ровенской епархии законных переходов в ПЦУ не было. Зато были захваты и междоусобицы в селах. Это все происходит под достаточно заезженными девизами: "Вы — москали". Совершенно беззаконно и безнаказанно нас ругают и обзывают грубыми словами. 

Суть даже не в этом. А в том, что это вуалируется пожеланиями создать "украинскую церковь", которая и так уже существует с 1992 года как самостоятельная и независимая. УПЦ имеет больше прав и автономии, чем новосозданная ПЦУ, которая полностью подчинена патриарху Варфоломею. Но об этом не говорят, факты перекручиваются, все подается в черных тонах, достаточно цинично.

— Односельчане, которые знали друг друга чуть ли не с рождения, вдруг стали врагами. Как вы это объясняете как священник?

— Я отвечу словами Евангелия: "Блаженны миротворцы". Если человек — христианин, он не допустит разделения общества на "хороших" и "плохих", "угодных" и "неугодных". К сожалению, именно так сейчас все и происходит. Захват храмов поддерживается госструктурами и воспринимается на ура. К нашему ужасу, в этом участвовали порой и главы сельсоветов или их заместители, что подтверждается множеством видеозаписей. Их поведение воспринимается как "услуга своему народу". Услугой было бы, если бы людей примирили, нашли возможность решения проблемы, а не вели однобокое затравливание верующих УПЦ. 

А то, что происходит — медвежья услуга. Что мы видим в селах? Односельчане разделились на два лагеря. Одни хотят остаться в лоне УПЦ, и зачастую таких больше, другие — подогретые провокациями про "москалей", взламывают храмы. На тех, кто всегда ходил в храм, не обращают внимания. А другие, кто и на Пасху там не всегда был, воспринимаются как верующая община. Таким образом открыто нарушаются права человека на вероисповедание. Ощущение, что те, кто не принял ПЦУ, уже не являются частью общества. А что это, как не оскорбление человеческого достоинства? 

— Священники успокаивают своих прихожан, а как вы успокаиваете своих священников? Как находите мир в момент, когда мира нет?

 — Каждый священник понимает сложности своего служения. Что всю жизнь им нужно будет, вопреки всему, искать мир. Мир в своей душе и душах своей паствы. Ненависть никогда не искореняется ненавистью, а зло никогда не искореняется злом. Зло может быть побеждено только любовью. 

Став на служение, священник должен постоянно совершенствоваться в обретении мира в душе. Всех священников, которые сейчас особенно страдают, мы поддерживаем чем можем. Верим, христианская любовь все преодолеет и победит.

— На Ровенщине мы побывали в Буще, Курозванах и Гоще, где произошли захваты храмов. Как думаете, почему именно эти села попали "под удар"?

— У нас пока нет возможности как-то проанализировать ситуацию, потому сложно ответить на ваш вопрос. Мы пытаемся как можем сохранить мир и духовное братство. Для нас не имеет значения, где находится храм, чтобы помочь и поддержать. Для нас каждый приход — ценность и благословение. Мы молимся и за тех, кто терпит гонения, и за тех, кто гонит наших людей. Каждый человек важен для Господа, и для нас — неповторимая индивидуальность, будь это бабушка 90 лет или 5-летний ребенок.

— Как вы относитесь к тем священникам, прихожанам, которые перешли в ПЦУ?

— Так же, как и раньше. Мы ценим человеческое достоинство. Никогда не принижаем людской чести. Мы имеем обязательства перед Богом — сохранить свою паству, пасти своих овец. Но могу одно сказать точно — за всю свою историю УПЦ никогда не посягала на чужое. Она всегда строила и восстанавливала свое. Мы всегда просим своих верных чад не проявлять агрессии. Каждый человек — это образ и подобие Божие. Есть правовое поле, будем защищать законно то, что нам принадлежит, а остальное — дела Божии. Как говорят классики: "Людская душа — это тихое море слез. Каждая душа — это и боль, и радость. Обижая человека, мы обижаем целый микромир". 

— Гонения на церковь укрепляют паству или разделяют ее?

— Гонения — это проверка на честность перед самими собой. Сложные времена на самом деле для церкви всегда были самыми благодатными — тогда появлялись истинные святые люди, проявившие стойкость. Некоторых из них вы встретили в селах. Вы видели, сколько в них веры?! А какие искренние их слезы и их боль?! Слезы — от чистоты души, слезы праведные. Думаю, сейчас происходит очищение души нашей церкви. 

— Что бы вы хотели пожелать тем, кто сейчас терпит междоусобицы?

— Чтобы Господь дал всем нам чистый разум, искреннее желание подать один другому руку мира и перестать ссориться. В наших жилах течет одна кровь, нас вырастила одна земля. У нас прекрасная наследственность — сонм величайших святых православного мира, прекрасные примеры казачества. Пусть эта наследственность "заговорит" в жилах каждого. Унижать и обзывать своего соседа — все равно что унижать и обзывать свою родину и Господа Бога. 

Приход в Буще. За отцом Александром идут в храм молодые ребята. Фото: А. Яремчук

Напомним, Верховная Рада 17 января приняла закон о порядке изменения подчиненности религиозных общин в Украине. Он регламентирует процесс, как приходы могут присоединиться к Православной церкви Украины. 31 января он вступил в силу. Читайте подробней, что предполагает закон о переходе религиозных общин в ПЦУ.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64729.2

Bitcoin Cash (BCH)

485.09

Binance Coin (BNB)

559.39

Ethereum (ETH)

3111.4

Litecoin (LTC)

81.21

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,02
54,97
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,67
51,11
26,87
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.6

Евро (€)

42.28

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять