65% онлайн-продавцов прячутся от потребителя

26 марта 2018, 13:50
На 40% выросло количество обращений украинцев в киберполицию с прошлого года, 65% онлайн-продавцов прячут информацию о себе на сайтах, и только каждый четвертый продавец техники согласен выдать фискальный чек, без которого не будет официальной гарантии и защиты прав потребителя, а чиновники столичной Госпродпотребслужбы разводят руками

Мониторинг интернет-сайтов на предмет соответствия их деятельности законодательству Украины в сфере защиты прав потребителей провели к Дню защиты прав потребителей активисты Всеукраинского движения "Молодежь за права потребителей", молодые ученые и студенты Киевского национального торгово-экономического университета. Молодежь изучила и обзвонила 60 интернет-сайтов, отобранных в поисковой системе Google по ключевым словам "купить технику", "купить одежду", "купить парфюм".

"Аналогичный мониторинг области электроники был проведен в 2017 году, но в этом году мы усложнили задачу, исследовали уже три отрасли – "Бытовая техника", "Косметическо-парфюмерные товары" и "Одежда". Хотелось посмотреть на динамику внутри области электроники, а также сравнить ее с другими секторами торговли", – объяснила инициативу Ольга Фреюк, активист Всеукраинского движения "Молодежь за права потребителей".

Реклама

Все показатели потребительского информирования ухудшились на 10%, 65% онлайн-продавцов прячут информацию о себе как юридическом лице, на своих сайтах, увеличились лишь показатели в части информирования потребителя о качестве товара. То есть расхваливать свой товар онлайн-продавцы стали лучше, а указывать юридическое лицо продавца, отвечать за качество оформления гарантийных обязательств, выдавать установленные законом расчетные документы – нет.

"Особенно удивила реакция онлайн-продавцов на запрос расчетного документа на технику с гарантийным талоном, которая с мая 2017 продается с фискальным чеком, – отметила Ольга Фреюк. – Наблюдались случаи растерянности консультантов, которые слышат этот вопрос, хотя уже почти год они должны реализовывать сложную технику, которая подлежит гарантийному обслуживанию, исключительно через кассовый аппарат. Согласно мониторингу этого года, готовность выдавать фискальный чек задекларировали 25% онлайн-продавцов, что лишь на 3% больше прошлогодних показателей, когда нормы об обязательности фискального чека еще не было".

Ноу-хау мониторинга 2018 года: 5% онлайн-продавцов готовы были выдать "смешанный документ", то есть, если курьер привезет товар на дом – покупатель получит товарный чек, если покупатель забирает самостоятельно товар в офлайн-торговле или точке выдачи товара – отдадут фискальный чек.

Реклама

"Это сигнал, что рынок этот закон увидел и приспособился к требованиям: выдает чеки только в физическом месте продажи, где продавца легче идентифицировать по сравнению с онлайн торговлей, – отметил Андрей Лига, член правления Всеукраинской федерации потребителей "ПУЛЬС". – Закон о фискализации области техники удерживает ее от тотальной неконтролируемости, как в случае с одеждой и косметикой, где выдают всего 7-15% фискальных чеков. А невыполнение интернет-магазинами прямых требований законодательства относительно выдачи фискального чека на бытовую технику обусловлено, в том числе, и институциональной слабостью фискальных органов".

Олег Заворотний, заместитель начальника управления департамента киберполиции Национальной полиции Украины отметил, что такой ситуацией с информированием потребителей пользуются преступники: "Если сравнить с 2016-2017 годами, то почти на 40% возросло количество пострадавших и количество преступлений. Параллельно потребитель сталкивается с такими проблемами, как гарантия, возврат товара или возврат средств. Такими административными нарушениями занимается Госпотребслужба".

В то же время участвовавший в дискуссии представитель службы – начальник управления защиты прав потребителей города Киева Александр Лукьянюк, не смог объяснить причины такой ситуации: "Как понимать, что фискализированная отрасль техники только на 25% готова к выдаче фискального чека?". Четкого ответа чиновник не предоставил.