Будет ли так в Украине: как функционируют платные дороги в Венгрии

12 июля 2018, 16:55
"Зайцем" не проскочишь – мобильные бригады и камеры "догонят" везде

Фото: Е. Перепелица

В Украине скоро могут проложить первую платную дорогу Львов-Краковец. В этом году начнут тендерные процедуры. В соседней Венгрии такие трассы появились еще в середине 90-х. С тех пор система претерпела многочисленные изменения. И только теперь, как утверждают сами венгры, механизм работы стал почти идеальным. Журналисты проинспектировали платные дороги в соседней стране.

Мила Коваль более 20 лет живет в Будапеште. Она помнит, когда все дороги Венгрии были бесплатными. Сейчас также есть альтернатива: одно и то же расстояние можно преодолеть безвозмездно – за час-полтора, или, заплатив, и проехать за 20-30 минут.

Реклама

Здешняя система контроля чуть ли не наиболее электронная в Европе. Даже виньетка, которую ранее лепили на лобовое стекло, стала электронной – ее можно приобрести через интернет, или просто на заправке надиктовать продавцу номер авто. Стоит это удовольствие не полных 10 евро на 10 дней на любую дорогу.

Кто проскочит "зайцем" – заплатит штраф, минимум 15 тыс. форинтов – это примерно 1,5 тыс. грн. На заправках и в дорожных карманах нарушителей поджидают мобильные бригады.

"Если сейчас заедет машина, наши коллеги проверят, проплачена ли у нее виньетка. Если да, его даже не будут останавливать. Если нет, и система показывает, что он заехал на платную дорогу меньше шестидесяти минут назад, у него еще есть время приобрести виньетку. Но если уж пошла 61-я минута, то он должен заплатить штраф", – объяснил директор департамента по связям с общественностью Национального центра платежных услуг Венгрии Сабулч Тюрук.

Реклама

Если нарушитель не попался мобильной бригаде, штраф догонит его в виде письма. На платных отрезках работает более сотни мобильных и стационарных камер, которые делают 500 млн фото в час. Система распознает номера даже при плохих погодных условиях.

Три года назад в стране начала работать система региональных виньеток, после чего автобаны стали доступнее. Региональная виньетка почти в десять раз дешевле республиканской – около 500 гривен в год. В будущем Венгрия планирует соединить платными дорогами все крупные города страны.

Сейчас в Венгрии полторы тысячи платных автобанов. К 2022 году страна планирует построить еще 900 километров. На недостаток денег не жалуются. Только в прошлом году с платных дорог в бюджет Венгрии поступило более 700 млн евро.

Реклама

Еще в прошлом году сообщалось, что в Украине строят платную дорогу. Сайт "Сегодня" разбирался, кто будет по ней ездить и за сколько. "Укравтодор" анонсировал строительство в 2018 году первой платной дороги. На нее потратят около 300 млрд грн. Строить автобан будет частная компания за свой счет. Уже пять иностранных предприятий заинтересовались проектом.

В феврале нынешнего года Рада узаконила платные дороги в Украине. Депутаты приняли закон, который разрешает передавать на условиях концессии дороги общего пользования государственного значения для строительства и эксплуатации.