Украина должна получить летальное оружие в ближайшем будущем – аналитик из США

20 октября 2017, 07:39
В интервью сайту "Сегодня" старший научный сотрудник The Atlantic Council рассказал о двусторонних отношениях Украины и США и важности санкций в отношении России

Тимоти Фэрбэнк. Фото из личного архива

В конце сентября президент Украины Петр Порошенко посетил 72-ю сессию Генеральной ассамблеи ООН, в рамках которой встретился с президентом США Дональдом Трампом. О значимости этих переговоров, двусторонних отношениях Украины и США, шансах на получение летального оружия от Америки и других вопросах сегодняшней повестки дня в интервью сайту "Сегодня" рассказал Тимоти Фэрбэнк (Timothy Fairbank), старший научный сотрудник-нерезидент Атлантического совета (The Atlantic Council) – американского неправительственного аналитического центра.

- Начнем с последнего визита президента Украины Петра Порошенко в Нью-Йорк и его встречи с президентом США Дональдом Трампом на полях Генеральной Ассамблеи ООН. Как вы думаете, можем ли мы действительно надеяться на поддержку США в вопросе миротворческой миссии ООН?

Реклама

- Я думаю, что встреча президента Трампа и президента Порошенко – это очень позитивное событие. По моему мнению, для США сейчас Украина – очень важная страна, роль Украины и ее будущее важны как для республиканцев, так и для демократов и для Белого дома.

Что касается возможности ввода в Украину миротворческих сил ООН, я думаю, что многие все еще изучают ее, исследуют план, предложенный президентом России Владимиром Путиным. Большинство людей немного скептически относятся к этому вопросу и предпочитают смотреть на план Украины по миротворцам ООН – план, согласно которому они находятся на всей оккупированной территории, а не только на линии, предложенной Путиным. Так что, возможно, это отправная точка, может быть, мы снова обсудим это, но, в целом, чем больше диалогов мы ведем – тем лучше.

- С другой стороны, у России есть право вето в Совете Безопасности ООН. Может у США есть какие-то рычаги давления на Россию? На каких условиях Россия согласится на украинское виденье миротворческой миссии ООН?

Реклама

- Верно. У России есть право вето. Вот почему в прошлом, по моему мнению, дипломаты рассматривали другие механизмы, другие типы решений, чтобы не допустить использование Россией этого права.

- Не вариант Украины, но и не вариант России? Что-то компромиссное?

- Может быть. Я думаю, что все возможности изучаются. С обеих сторон возникают сложные вопросы. Многие предлагают вернуться к переговорам в рамках Минских соглашений. Я думаю, что Россия не выполнила обязательства, под которыми подписалась в Минске, и не сделала многих вещей, на которые согласилась.

Реклама

- Может ли это быть двойной игрой в США: Вашингтон не даст Украине летальное оружие, а Россия взамен согласится на украинский вариант миротворческой миссии?

- Мое личное мнение заключается в том, что мы не должны торговать этим. Я считаю, что сейчас очень важно предоставить Украине оборонительное оружие. Я думаю, что консенсус в Вашингтоне заключается в том, что Соединенные Штаты должны предоставить это оружие Украине. Конгресс недавно выделил значительную сумму денег, более 500 миллионов долларов, на это, решение ждет подписи президента Трампа. Но среди главных республиканцев и демократов, в Конгрессе есть сильная поддержка предоставления вооружения, в том числе "Джавелинов", украинскому правительству. И я надеюсь, что это произойдет очень скоро.

- Говоря об оборонительном вооружении, вы имеете ввиду все его разновидности или летальное оружие?

- Некоторое из этого оружия – летальное. Я участвовал в дискуссиях, где обсуждалось, какие виды оружия должны быть предоставлены украинцам. Все еще есть некоторые незначительные разногласия относительно уровня летального оружия. Это важный вопрос, который все еще нужно прорабатывать, но я думаю, конечно, что противотанковые ракетные комплексы "Джавелин" и др. будут частью пакета, если президент Трамп пойдет на это.

- Наши шансы получить летальное оружие возросли с приходом к власти администрации Трампа?

Среди сильного штата Белого дома, Минобороны, Госдепа, Конгресса и общества у вашей страны есть много друзей, которые поддерживают суверенитет и независимость сильной Украины

- Я думаю, что для формирования стратегии в отношении Украины и той части мира у него есть очень хорошие советники, у него отличные украинско-российские эксперты в Совете национальной безопасности, в Госдепартаменте есть отличные люди, в Министерстве обороны, которые, я полагаю, являются друзьями для Украины. Таким образом, среди сильного штата Белого дома, Минобороны, Госдепа, Конгресса и общества у вашей страны есть много друзей, которые поддерживают суверенитет и независимость сильной Украины.

- Но все же, что насчет наших шансов?

- Я думаю, что это произойдет. Несколько лет назад мнения были 50/50. Я думаю, что был толчок, представители Атлантического совета возглавляли дискуссию и диалог для пропаганды причин, по которым Украина должна получить это оружие. Если бы мне пришлось делать прогноз, то, я думаю, это произойдет, и это произойдет в ближайшем будущем.

- Все в Украине говорят о "Джавелинах". Но по-прежнему есть опаснось, что Россия может атаковать с моря. Может, нам нужно больше кораблей береговой охраны и американских противокорабельных ракет?

- Думаю, все варианты сейчас обсуждаются. Я не специалист в вопросах оборонительного и летального оружия, но в ходе дискуссий, в которых я участвовал, анализировался и обсуждался каждый вид помощи.

- С европейской стороны мы слышим заявления о том, что они могут снять санкции, если Россия поэтапно реализует Минские соглашения. Выходит, если будет устойчивое прекращение огня и отвод тяжелого вооружения, ЕС отказаться от некоторых пакетов санкций?

- Надеюсь, что нет. Я смотрю на политику США по санкциям и думаю, что она очень сильна. По моему мнению, санкции, введенные США, оказали влияние. Но я также считаю, что Европа очень важна для поддержания санкций. И я думаю, что это ошибка – начать отменять некоторые из них, если Россия изменит свое поведение.

- Дело еще и в том, что санкции были введены не под Минские соглашения-2 и даже не под Минск-1. Как могут отреагировать США, если ЕС начнет отменять некоторые пакеты санкций?

- Соединенные Штаты высоко оценивают сильное европейское лидерство, и Америка выступает за сильный Евросоюз, сильную Германию. К сожалению, Brexit будет иметь некоторое негативное влияние, но в целом США хотят, чтобы Европа была на одной стороне, чтобы ЕС был очень заинтересован в содействии и защите суверенитета, развития, реформ и экономических изменений Украины. Поэтому, с точки зрения США, чем больше Европа задействована, тем лучше. Если посмотреть на прошлое, еще во времена Оранжевой революции и Евромайдана, Европа и Соединенные Штаты тесно сотрудничали друг с другом, координировались. И когда настало время для Европы взять на себя лидерство в некоторых вопросах, Америке это подходит.

Я могу только сказать, что нужно надеяться, что Европа остается сильной в этом вопросе и сохранит санкции до тех пор, пока не произойдут значительные и изменения в поведении российской стороны.

Нужно надеяться, что Европа сохранит санкции до тех пор, пока не произойдут значительные и изменения в поведении российской стороны

- Что насчет отношений между США и Украиной? Можем ли мы утверждать, что после второй встречи с Порошенко Трамп действительно поддержит Украину?

- Это хорошо, что они встретились на полях Генеральной Ассамблеи ООН. Там были сотни мировых лидеров, а президент США мог встретиться лишь с немногими из них. Я думаю, то, что они встретились, хорошо для обеих стран. Я думаю, что чем больше Белый дом понимает ситуацию в Украине, тем лучше осознает важность и актуальность вопроса. И президент Трамп понимает, сколько есть поддержки в Конгрессе для защиты и поддержки Украины.

- С другой стороны, Трамп не забудет о возможной дружбе с Россией?

- Отношения США и России сейчас очень сложно описать. С моей точки зрения, их вмешательство в наш избирательный процесс – это грубое нарушение. Не оспаривается влияние России на последних президентских выборах. Так что отношения между США и Россией не очень хорошие, они ухудшились, и в России не демонстрирует никаких признаков желания изменить такое поведение.

- После этой встречи Трамп заявил, что Украина должна усилить борьбу с коррупцией. Может ли это быть намеком на то, что если Украина не сделает этого, США не предоставит нам пакет военной помощи?

- Я не думаю, что это связано. Пакет военной помощи, надеюсь, будет предоставлен очень скоро. За 25 лет отношений между США и Украиной, Америка всегда активно давала большие деньги, миллионы долларов, для того, чтобы помочь с экономическими реформами, в развитии гражданского общества, демократии, на выборах, в реформе сельского хозяйства и т. д. Коррупция всегда была сложным вопросом. Я думаю, что в Украине должны произойти серьезные изменения в том, как бороться с коррупцией, должен быть создан Антикоррупционныйсуд, он должен восприниматься всерьез, быть законным органом и преследовать тех, кто совершил такие преступления. Для Украины также очень важно развивать экономику. Иностранным инвесторам важно быть уверенными, что они могут инвестировать в украинскую экономику.

В Украине должны произойти серьезные изменения в том, как бороться с коррупцией, должен быть создан Антикоррупционный суд, он должен восприниматься всерьез, быть законным органом и преследовать тех, кто совершил такие преступления. Для Украины также очень важно развивать экономику. Иностранным инвесторам важно быть уверенными, что они могут инвестировать в украинскую экономику

- Несколько вопросов о специальном представителе Госдепа по вопросам Украины Курте Волкере. У него есть шансы сдвинуть Минские соглашения с мертвой точки? Виктория Нуланд до него не сумела этого сделать.

- Курт Волкер – очень уважаемый дипломат в США, у него есть поддержка со стороны республиканцев, демократов, бывших послов США в Украине. Поэтому, если кто-то и может это сделать, то у него, безусловно, есть хорошие шансы. Это очень трудная задача, но Волкер – это отличный выбор.

- Он очень активен в медиа. Может эта активность – это способ отвлечь от нежелания США полностью вмешиваться в российско-украинский конфликт? Ведь, как известно, дипломатия любит тишину…

- Думаю, дипломатия бывает разной, бывают разные ее грани и разные способы ее ведения. С точки зрения США Волкер справляется отлично.

- В недавнем интервью Волкер сказал, что страны, подписавшие Будапештский меморандум, должны делать больше для защиты суверенитета и территориальной целостности Украины. Конечно, все, кроме России. Почему они этого не делали?

- В последнее время вокруг этого вопроса много споров. И некоторые утверждают, что юридически нет формулировок о том, что страны, подписавшие его, должны были оказать помощь. Я думаю, это еще будет обсуждаться, но дело в том, что нам нужно некоторое продвижение вперед и нужно придумать, как решить проблему сейчас.