Этномода: украинцы ищут детские вышиванки и патриотические носки (инфографика)

13 сентября 2015, 08:00
Спрос на товары с украинской символикой с прошлого года упал, но их все еще покупают

Украинцы перейдут от покупки символической одежды к изучению истории, фото telegraf.in.ua

Украинцы стали меньше интересоваться "патриотическими" товарами: если год назад в интернете активно раскупались взрослые вышиванки и сувениры с национальной символикой, то этим летом спрос на такую продукцию упал примерно в 4—5 раз.

Так, согласно исследованию международного центра интернет-торговли Allbiz, специально подготовленному для читателей "Сегодня", если в августе 2014 года украинцы просматривали товары из категории "взрослые вышиванки" 19 527 раз, то сейчас интерес к национальным блузкам и рубашкам упал до 4592 показов (в 4 раза). Немного меньше ищут и вышиванки для детей: в прошлом августе эту категорию товаров просматривали 4508 раз, в этом — всего 1818 раз (падение в 2,5 раза). Упал интерес и к национальному флагу: с 936 до 174 просмотров за август этого года (в 5 раз). Изделия народных промыслов также больше интересовали украинцев в прошлом году (подробнее см. инфографику).

Реклама

Такое снижение эксперты объясняют просто: все, кто хотели, флаги и вышиванки уже приобрели. К тому же, сейчас общество объединяется вокруг более важных ценностей и интересуется не сорочками, а историей своей страны и ее языком. 

КОСТЮМЫ И ЯРМАРКИ. "Когда был бум на вышиванки, их купили все, кто хотел, — говорят аналитики Allbiz, — а с учетом того, что доходы населения падают, нет смысла покупать несколько патриотических костюмов в одной стилистике. Так что сейчас люди интересуются другими национальными товарами, например вышиванками для детей, которые быстро растут и для которых актуальнее обновление гардероба".

Реклама

По мнению авторов исследования, интерес украинцев к исключительно патриотической одежде трансформируется в спрос на костюмы с этническими мотивами. "В этом году настоящий бум переживают разнообразные ярмарки и фестивали, где представлена продукция отечественных производителей, а также авторские работы, в том числе в национальном, этническом и современном стилях. Эти товары популярны, и их ассортимент становится все шире. А украинцы с удовольствием отказываются от иностранных производителей, отдавая предпочтения отечественным товарам", — говорят в Allbiz. Сами же производители отмечают, что патриотическая одежда по-прежнему актуальна, но нужно чувствовать настроение покупателей и вовремя "переключаться": так, сейчас на пике моды — вышитые туфли, сумки, перчатки, шарфы и даже носки! "Нужно искать партнеров по Украине, открывать фирменные магазины, выходить на рынки других стран, в том числе Европы и Северной Америки. Ведь если прилагаешь усилия в популяризации отечественных товаров, то можешь быть уверен, что наши футболки, свитшоты и другая национальная одежда будет пользоваться высоким спросом", — поясняет совладелец одного из львовских брендов патриотической одежды Петр Скирчук.

СИМВОЛИЗМ И ЦЕННОСТИ. По словам психологов, спрос на подобные товары действительно меняется. Но по интересу украинцев к национальному флагу или одежде с символикой не стоит судить об уровне патриотизма в обществе.

"Настроения в обществе определяют не галстуки или вышиванки, а более значимые вещи. Украинцы не стали чувствовать себя меньше украинцами из-за того, что носят европейские костюмы. Так же, как японец не становится менее японцем, когда надевает, например, нашу вышиванку. Всплески интереса к национальным символам были и будут, это не показатель патриотизма", — говорит Алексей Васильев. Согласна с ним и психолог Алена Лукьянчук: "Падение спроса на вышиванки не говорит о спаде патриотических настроений. Люди всегда поначалу объединяются какими-то символами, а дальше любая группа уже остается вместе по другим критериям — общим ценностям, интересам, идеям... В 2014 году был всплеск интереса к символике в связи с событиями в стране. А теперь вышиванки стали повседневной одеждой, — говорит эксперт. — Дальше объединение в обществе идет уже по смысловой нагрузке: мы видим зарождающийся интерес к истории, языку, и он будет расти в ближайшие годы. Ранние этапы объединения людей всегда характеризуются символизмом: например, когда человек приходит работать в какую-то корпорацию, там часто раздают значки, которые показывают базовый уровень единства в коллективе. А когда человек уже ассоциирует коллектив со словом "мы", в ход идет мотивация на более высоком уровне — через смыслы и ценности. Сейчас в Украине идет как раз поиск общих национальных ценностей — это как прагматизм в Германии, духовность в Азии или демократия в США".

Реклама

В моде — носки с вышивкой

Чаще всего символические наряды приобретают в Киеве, Харькове, Одессе, Кривом Роге и Днепропетровске, говорит Петр Скирчук: это объясняется тем, что в крупных городах живет больше платежеспособного населения. Товары с национальными мотивами еще долго будут в моде, но данную тему нужно периодически подавать людям под новым "соусом", отмечает он: "К примеру, сейчас высоким спросом пользуются носки с вышивкой в украинских мотивах — продажи этой категории товара бьют рекорды".