ГАИ хочет вернуть техосмотр: общественники, депутаты и водители против

18 июня 2014, 07:25
ГАИ может снова заставить водителей проходить техосмотр. Депутаты: "Это вернет поборы"

 Вернуть ТО. ГАИ считает, что на дорогах много сломанных машин

В Госавтоинспекции хотят в ближайшее время снова ввести техосмотр для всех автомобилей: по ее мнению, после отмены осмотра на дорогах появилось слишком много неисправных авто, а это угрожает безопасности людей. Депутаты и водители к идее относятся с опаской и боятся, что новведение приведет к росту коррупции.

НОВЫЕ ПРАВИЛА. С инициативой вернуть обязательный техосмотр выступил руководитель Департамента ГАИ МВД Украины Анатолий Сиренко. По его словам, законопроект будет подан в Раду в ближайшее время. "Сейчас на дорогах появилось слишком много технически неисправных машин. Вот, недавно в Хмельницкой области произошло смертельное ДТП из-за неисправного авто, — рассказал "Сегодня" Сиренко. — Поэтому техосмотр нужно вернуть". По замыслу ГАИ, техосмотр нового авто нужно будет проводить через 3 года после его покупки. Для машин, уже находящихся в эксплуатации, ГАИ рекомендует проводить ТО раз в два-три года, а для авто старше 15—20 лет — два раза в год. Сколько будет стоить новый техосмотр, пока неизвестно — в 2011 году, когда его отменили, осмотр легкового автомобиля стоил 120—300 грн, в зависимости от возраста.

Реклама

ЗАДУМАЙТЕСЬ. Нардепы не уверены, что техосмотры стоит возвращать, хоть и признают, что на дорогах стало больше неисправных авто. "Но возвращение техосмотра может привести к поборам, — сказал "Сегодня" член комитета по вопросам транспорта и связи Виталий Борт. — Комитет пока не намерен голосовать за этот законопроект".

"МВД пока не планирует подавать в парламент такой проект",  — сказал министр МВД Арсен Аваков. Сиренко согласен: сейчас, пока в стране сложная экономическая ситуация, вопрос возврата техосмотра не первостепенный. Но не исключает, что к нему вернутся, как только ситуация в стране наладится.

ТО: "за" и "против"

Реклама

Решение вернуть техосмотр общественные активисты воспринимают отрицательно. "Это никому не нужно, — сказал нам пресс-секретарь общественной организации "Дорожный контроль" Егор Воробьев. — Люди на поломанных машинах и так не ездят. Если техосмотр опять введут, то вместо того, чтобы ремонтировать машины, водители начнут давать взятки за "бумажку на стекло". Ведь, по сути, никогда никто его официально не проходил — это занимает слишком много нервов и денег, проще уже дать взятку. Мы считаем, что это абсолютно бесполезная и сверхкоррупционная схема. И будем всячески информационно стараться чтобы этот закон этот не приняли".

С опаской относятся к подобной инициативе и водители: они также считают, что возвращение техосмотра приведет к новой коррупции в ГАИ. "Да, поломанных машин действительно больше стало. Иногда прямо посреди дороги кто-то стоит, под капотом ковыряется, — поделился с нами водитель Вадим Басов. — Но каждый сам должен следить за своей машиной, а техосмотр все равно никто честно не проходит, там сплошная коррупция. К тому же, если у меня машина старая, мне придется проходить техосмотр 2 раза в год. Страшно представить, сколько мне придется тратить денег".

Пенсионеры и владельцы старых машин очень переживают, что новое ТО, возможно, придется проходить дважды в год. "У меня старый "Москвич". Два раза в год проходить техосмотр мне не хватит ни сил, ни денег",  — жалуется пенсионер Валентин Орлов. "Конечно, введут снова ТО — и все сразу начнут его честно проходить,  — иронизирует запорожский водитель Михаил. — 300 гривен  — и техосмотр твой, будь ты хоть на деревянной машине. Разве у нас мало причин гаишникам взятки давать?"

Реклама

Впрочем, не все водители так категоричны. Некоторые считают, что следить за машинами все-таки нужно, но не за всеми. "С одной стороны, уровень безопасности действительно должен вырасти, ведь сейчас по дорогам консервные банки разные ездят, — говорит водитель Татьяна Нечет. — Но я бы вводила техосмотр только для отдельных машин — например, старше 5 лет. А техосмотры для маршруток, я считаю, у нас проходят слишком редко (периодичность ТО у маршруток — два раза в год.  — Авт.). У меня двоякое мнение: с одной стороны — редко какой водитель сам захочет ездить на поломанном автомобиле. Ведь это его и пассажиров безопасность. А с другой — недавно меня один такой чуть с дороги не снес. У него, в его стареньких "Жигулях", педаль газа запала..."

Начальник департамента ГАИ Анатолий Сиренко заверяет, что в милиции и сами заинтересованы в борьбе с коррупцией: "Мы сейчас ведем усиленную борьбу с этим явлением. И не настаиваем, чтобы техосмотр проходили именно в ГАИ — это может делать любая фирма, способная осуществлять такие работы".

Отменили из-за коррупции

Решение об отмене техосмотра было принято Верховной Радой в июле 2011 года — "за" тогда проголосовали 226 народных депутатов. В августе президент Виктор Янукович его подписал. Закон предусматривает отмену обязательного техосмотра для частных легковых автомобилей, мотоциклов и мопедов, вне зависимости от срока эксплуатации. Оставили техосмотры только для авто юридических лиц, грузовиков и автобусов — последние проходят ТО дважды в год.
Кстати, этим же законом была отменена необходимость иметь при себе нотариально заверенную доверенность на право управления автомобилем — водителю достаточно иметь при себе только водительское удостоверение и регистрационный документ на автомобиль. Тогда депутаты отметили, что новый закон поможет серьезно снизить уровень коррупции на дорогах.