Как спастись от пилотов-самоубийц: правила "профнепригодности" и штатные психологи

8 апреля 2015, 17:16
Эксперт рассказала о том, какие шаги помогут максимально уберечь пассажиров от необъяснимых ошибок пилотов

Мемориал в память о погибших на борту Airbus A320 в Альпах. Фото AFP

Психолог Амина Каримова дала рекомендации о том, как снизить риск "человеческого фактора" со стороны пилотов самолета.

Напомним, 24 марта на юго-востоке Франции разбился пассажирский Airbus A320, следовавший из Барселоны в Дюссельдорф. На борту лайнера находились 150 человек: 144 пассажира и шесть членов экипажа. Предполагаемый виновник этой страшной катастрофы — второй пилот Андреас Любиц. Именно он управлял самолетом компании Germanwings в момент крушения лайнера.

Реклама

Фото AFP

Член команды криминалистов профессор Майкл Цокос сообщил немецкому изданию Bild о том, что Любиц мог умышленно уничтожить воздушное судно, себя и 150 человек.

Реклама

Как оказалось, Андреас страдал от депрессии и скрывал свое состояние от работодателей и проверяющих органов.

Генеральный директор авиакомпании Lufthansa (владелец Germanwings) Карстен Шпор сказал, что Любиц "болел" так называемым "синдромом выгорания".

Реклама

В память о погибших на борту Airbus A320 родные и друзья зажгли свечи. Фото AFP

По словам психолога, "человеческий фактор" — это многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях.

"Любому человеку свойственны ограничения возможностей или ошибки. Не всегда психологические и психофизиологические характеристики человека соответствуют уровню сложности решаемых задач или проблем. Ошибки, возникающие при взаимодействии людей и (даже самых совершенных) технических систем, часто называют "человеческим фактором", – написала Амина Каримова на своей странице в Facebook.

В маленьком французском городке Ле-Верне, который расположен рядом с местом крушения аэробуса А 320, установили мемориал в память о погибших. Фото AFP

Необъяснимый поступок пилота Airbus A320, по ее мнению, заставил по-новому взглянуть на то, как происходит проверка психологического состояния пилотов. "Большинство пассажиров предполагают, что пилот, управляющий самолетом, на котором они летят, проходит строгую проверку психологического состояния, которая выявит, можно ли доверить ему сотни жизней. Но так ли это? По словам бывшего главы отделения по летной эксплуатации в управлении гражданской авиации Британии Майка Вивиана, медицинское обследование достаточно тщательно, но процесс не включает в себя элемент психологической проверки. Кандидатов просят рассказать о себе, в том числе о личных интересах и семейных отношениях, а также спрашивают, не испытывал ли он депрессии и не задумывался ли о самоубийстве. Как выяснилось, процесс проверки опирается на ответы кандидата и решение эксперта. В документе на три с половиной страницы психологическому состоянию отведено лишь шесть строк", – пишет Амина Каримова. Врач наблюдает за кандидатом и делает необходимые общие выводы по категориям – внешний вид, речь, настроение, мышление, восприятие, когнитивность, критичность к себе.

"По сути, вся ответственность за людей с "синдромом выгорания" передана самим пилотам, а не профессиональным психологам, психотерапевтам и психиатрам. Сайт Aviation Safety Network, который фиксирует и анализирует информацию обо всех авиационных происшествиях, сообщил, что не менее 12 авиакатастроф, произошедших в течение последних 40 лет, были преднамеренно спровоцированы пилотами и другими работниками, имеющими отношение к управлению самолетом. За последнее десятилетие это уже третья подобная авиакатастрофа. Так что необходимость реагировать на такую опасность назрела давно", – уверена психолог.

Защититься от случаев, когда человек, страдающий от депрессии, решает умереть вместе с другими людьми, по мнению психолога, поможет изменение правил безопасности полетов:

1.Должны быть разработаны правила установления "профнепригодности" сотрудников тех отраслей, где речь идет о жизни людей.

2.Эти правила должны касаться не только физического состояния человека, но и психологического.

3.Такие компании должны ввести в свой штат профессиональных психологов, психиатров, психотерапевтов, в функции которых будет входить не только медицинское освидетельствование раз в полгода-год, но и сопровождение сотрудников, подверженных нестабильным состояниям.

4.Ответственность за подобные катастрофы должны нести не только директора и руководство компаний, но и люди, допустившие "Андреасов Любицев" к исполнению своих обязанностей.

"Введя эти правила, я уверена, мы сократим число подобных происшествий в разы! И никому не придется оплакивать своих близких, погибших от непредсказуемых действий человека с "синдромом выгорания", – считает психолог.