Какие реформы нужны Украине в первую очередь: отвечает Игорь Бураковский

9 ноября 2014, 08:00
Имплементация соглашения ассоциации с ЕС – путеводитель для украинской экономики, считает эксперт

Фото из архива "Сегодня"

Ведущие эксперты страны, авторитеты в области политики и экономики поделились с "Сегодня.ua" рецептами реформ, которые помогут преодолеть последствия войны в Донбассе, аннексию Крыма, обеспечат рост национального ВВП и благосостояния граждан.

Мы задали собеседникам два вопроса: На каких именно реформах нужно на ваш взгляд сосредоточиться обновленной власти (включая новоизбранный парламент и будущий Кабмин)? И в какой последовательности, их реализовывать?

Реклама

Предлагаем вашему вниманию ответ Игоря Бураковского.

Монополия – шлагбаум для украинских Гейтсов и Джоббсов

Нынешняя модель украинской экономики абсолютно бесперспективна. И в этом смысле, если мы не проводим реформы, мы фактически ставим под угрозу существование Украины как независимого государства. Это с одной стороны. Даже если не будет военных, или каких-нибудь других интервенций, то с нынешней моделью экономики мы будем все время находится в перманентном кризисе. Все время будем отставать от нормальных стран. Которые сегодня развиваются, в том числе за счет реформации тех или иных аспектов своей экономики. И в средней и долгосрочной системе нынешняя система не имеет будущего

Реклама

У нас очень медленно происходит структурная перестройка экономики. В течении многих лет мы используем те отрасли, которые мы использовали еще во времена СССР: металлургия, химия, нефтехнологические производства…

И пусть мы что-то зарабатываем, поставляя на международный рынок, но очевидно, что страна развивается по-другому. У нас бюрократическая система, при которой частная инициатива повсеместно сталкивается с разного рода проблемами – пытаясь внести инновационный подход. А с таким большим коррупционным налогом понятно, что даже если мы что то новое хорошее придумаем, оно просто не будет работать.

Плюс у нас в разных сферах экономики достаточно серьезный уровень монополизма. Причем они были созданы не только олигархами, но из-за того, что большое количество предпринимателей являются членами власти и во власти много предпринимателей, а если я могу договориться о льготах за счет госбюджета, то при таких условиях у меня нет смысла заниматься инновациями – я получу то же, что Стив Джобс (за счет своих айфонов и айпадов) и Билл Гейтс (операционной системы) . У нас очень большое количество потребление энергоресурсов, причем у нас энергонефективность даже выше, чем в РФ, которая сидит на газе, угле , нефти и прочих природных ресурсах.

Реклама

Бюджет резать максимально

В том числе эта бесперспективность состоит в том, что на сегодняшний день государство не может выполнять всех своих, а не только социальных обязательств. Если подсчитать, по всем принятым законам и Конституции, сколько должно государство выделять денег – то у нас на это просто нет денег. 

И нужно честно сказать, что лишних денег нет. Возможности для маневра существенно ограниченны. Множество стран проходили период ограниченных расходов. Через отсутствие финасирование отдельных даже очень важних статей – для того чтобы оздоровить ситуацию и через определенный период возобновить движение вперед, и через некоторое время – восстанавливать прежние стандарты.

Бюджетный процесс менять необходимо таким образом, чтобы максимально оздоровить госфинансы – без этого страна может стать полноценным банкротом, и будем мы проводить реформы или не будем, но если в бюджетной сфере кризис, то ясно, что страна ничего не сделает.

Эффект светофора 

Что касается эволюции и революции то я вам приведу наглядный пример. Если мы на перекрестке поставим светофор, где его никогда не было, то это уже революция – ведь тепер мы имеем четкое регулирование. Но нужно время, пока люди привыкнут, что есть светофор и нужно поднять голову и посмотреть, какой горит свет, не перебегать через улицу

Так и в экономике – есть то, что можно сделать очень быстро, скажем, отказаться от большинства бюрократических процедур, а если говорить о борьбе с коррупцией – если мы эти процессы запустим и убедимся, что эти процессы необратимые, это тоже даст необратимый результат.

Имплементацию соглашения с ЕС вполне можно назвать путеводителем. Это очень важный инструмент. Мы обязаны в рамках этого договора принять приблизительно имплементировать приблизительно 350 актов ЕС в наше законодательство и отдельных сферах сферах, технического регулирования и изменения могут бать достаточно существенными- но сразу хочу сказать, что соглашение само по себе не работает, и если мы его имплементируем – то будет позитивный результат, если нет – то мы упустим очередной шанс – ведь за нас это никто не сделает.

План Маршалла для Украины

Нужен целый ряд институционных реформ. В том числе реформы правоохранительных органов и судебной системы, меры по борьбе с коррупцией. Конечно важна реформа и госслужбы, поскольку какое бы количество пожеланий о том, что нужно сделать не было написано, но если не будет эффективной госслужбы, эффективной госбюрократии – реформы обречены на неудачу. Последнее, что хотел бы сказать, что мы действительно находимся в уникальной ситуации. С одной стороны есть очень большой запрос на изменения (пусть разные люди их по-разному понимают), причем есть высокий уровень мобилизации общества, ориентированности на изменения, ожидания на изменения и требования таких изменений.

При этом есть достаточно высокий уровень мобилизации международного сообщества,  которое готово помочь Украине, но эффективно оно может сделать когда оно четко поймет, чего хочет Украина и как она будет это делать. Пока не будет такого запроса со стороны Украины – то вместо нас никто ничего не сделает.

Международное сообщество в принципе обещает Украине достаточно большие деньги, но очень многое будет зависеть от того, как мы договоримся, и что мы получим. На двусторонней основе, или может быть аналог нового плана Маршалла.

Игорь Бураковский – доктор экономических наук, стажировался и повышал квалификацию за границей: в университете Бирмингема (Великобритания), Институте международных отношений и Агентстве экономического планирования (Япония), Стэнфордском университете (США). Глава правления неправительственной экспертной организации Институт экономических исследований и политических консультаций , профессор кафедры экономической теории национального университета Киево-Могилянская академия.