Какие реформы нужны Украине в первую очередь: отвечает Леонид Кравчук

8 ноября 2014, 08:00
Первый президент предлагает провести реформу правоохранительных органов, отменить неприкосновенность и исключить вмешательство президента в работу парламента

/ Фото: Александр Яремчук

Ведущие эксперты страны, авторитеты в области политики и экономики поделились с "Сегодня.ua" рецептами реформ, которые помогут преодолеть последствия войны в Донбассе, аннексию Крыма, обеспечат рост национального ВВП и благосостояния граждан.

Мы задали собеседникам два вопроса: На каких именно реформах нужно на ваш взгляд сосредоточиться обновленной власти (включая новоизбранный парламент и будущий Кабмин)? И в какой последовательности, их реализовывать?

Реклама

Предлагаем вашему вниманию ответ Леонида Кравчука.

Прикосновенность для всех 

Первое, с чего нужно начинать – провести основательную реформу правоохранительных органов. Плюс судебную. Это основа для того, чтобы суды работали, чтобы правоохранительная система боролась с коррупцией, чтобы человек в стране чувствовал себя защищенным. Понимая, что если он живет по закону, то к нему будут применены законные действия.

Реклама

Второе – нужно привести в порядок сам парламент. Нужно отказаться от неприкосновенности. Я не буду в данном случае говорить, как я это понимаю. Речь идет о полной неприкосновенности, или это неприкосновенность, которая существует во многих странах мира, когда при исполнении служебных положений действуют какие-то преференции для депутата, чтобы он мог выполнять свои полномочия в полном объеме беспрепятственно.

Но если он сбил пешехода, или влез в коррупционную схему или взял взятку – на него полностью распространяются законы, нормы, кодексы, которые действуют для всех без исключения граждан Украины.

Я тоже предлагаю, и считаю важным, что ни одно должностное лицо Украины не должно иметь неприкосновенность. Ни одно. Ни судьи, ни нрезидент, никто. Это абсолютно нормально. Потому что если ты идешь на должность и чего то боишься, то лучше не идти на эту должность, отказаться от нее. Да, есть сложности переходного периода, но этому конца и края не будет. Уже 23 года. Депутаты или кандидаты все время заявляют о своих добрых намерениях. И все начинается сначала. Нужно привести в порядок парламент.

Реклама

Коалиция вне власти президента

Необходимо придерживаться всем логики парламентского государства. То, что делается сегодня – я не все понимаю. Ну скажем, в парламентском государстве президент вносит предложение о премьере. И на этом его функция в общем то, с формированием коалиции, комитетов и т.д заканчивается. Я понимаю, что президент не может быть в стороне от этих процессов, но прямо влиять – ни в коем случае. Нужно находить такие формы. Они кстати в западном мире давно найдены.

Президент понимает его полномочия, парламент понимает свои полномочия и взаимодействие – через фракции, через встречи с премьером, председателем Верховной Рады, через дискуссии в конце-концов в средствах массовой информации. Через пресс-конференции…Президент влияет, он – всенародно избранный человек, он глава государства. Но если это будет (прямое влияние), немедленно начнутся конфликты.

Мы уже все это проходили. Я слушаю скажем, что президент или Администрация президента говорит о том, что она записывает в предложении о коалиции, что в АП будут управления, которые будут анализировать предварительно законы, вносить предложения и т.д. Но этого делать нельзя. У президента есть возможность по Конституции после принятия закона, который подается президенту, – он имеет конституционное право вносить изменения и отправлять на повторное голосование . Но если это будет предварительно, то это будет, как в ЦК.

По следам ЦК КПСС

Я вам скажу, как было в ЦК: готовились какие-то документы в президиуме Верховного совета, или в Верховном Совете. Их никто не выносил на обсуждение. Сначала направляли их в ЦК, отделы в ЦК смотрели, докладывали секретариату. Секретариат делал замечание, направлял в Верховный Совет. Верховный совет еще до обсуждения приводил в соответствие с замечаниями в ЦК и принималось уже то решение, которое удовлетворяло Центральный комитет. Редактор журнала "Перец", интересный человек, острослов – так он говорил: "Куда ты идешь? Несу говно на анализ кала". Т.е все нужно нести в ЦК для анализа. Теперь хотят чтобы несли…Так было при Януковиче – экономический отдел там все сначала просматривал, приводил в соответствие. Потом передавал в Верховный свет в большинство. Нельзя этого делать.

Нужно привести в порядок политическую логику парламентского государства. Потому что конфликт неизбежен. Потому что именно с этого начался конфликт между Ющенко и Тимошенко. Поэтому я хотел бы, чтобы мы все это поняли. Или мы придерживаемся логики парламентского государства – так записано в Конституции, или давайте отменять это – сказать слушайте…

Получается так – если администрация президента занимается – тогда порядок. Если кто-то другой – порядка нет. Нельзя так, это будет конфликт. Я уже этих конфликтов насмотрелся и надо, чтобы когда-то началось выполнение Конституции и закона – всеми: и президентом, и Администрацией президента и Кабинетом министров и Верховной Радой. Верховная Рада должна выполнять Конституцию – уважать президента, а президент – выполнять Конституцию, уважать Верховную Раду. Иначе – конфликт, конфликт и еще раз конфликт.

Леонид Кравчук – первый президент независимой Украины, народный депутат II-IV созывов, кандидат экономических наук, профессор ряда национальных и зарубежных университетов.