Какой должна быть профессиональная армия

16 августа 2015, 08:30
Необходимо создать подразделения, которые способны воевать на вражеской территории

Планы. Контрактная армия — это нормальные условия для службы

Украинские политики вновь заговорили о создании в нашей стране профессиональной армии, которая комплектовалась бы военнослужащими-контрактниками. Первым эту идею выдвинул министр внутренних дел Арсен Аваков, признав, что мобилизационный принцип комплектования Вооруженных сил уже неэффективен. И буквально на следующий день премьер-министр Арсений Яценюк поручил министру обороны Степану Полтораку начать расчеты по переходу ВСУ "на классическую профессиональную армию". Это уже четвертая попытка создания в Украине профессиональной армии. Эксперты комментируют ее по-разному: одни говорят о предвыборном пиаре Авакова и Яценюка, а другие отмечают, что в условиях войны с Россией без призывной армии нам все равно не обойтись.

ПОПЫТКА №4. 30 июля министр внутренних дел Арсен Аваков предложил приступить к созданию в Украине профессиональной армии, признав неэффективность пятой и шестой волн мобилизации:

Реклама

"Армию нужно сейчас и немедля переводить на профессиональную контрактную основу, снизив численность войск и увеличив зарплаты реальным квалифицированным военным. Порядок, подготовленность и мотивация бьют любое количество. У такого подхода есть будущее, у отлова призывников на улицах и в трамваях — нет".

Тут же министр внутренних дел заявил, что намерен без промедления обратиться с этой идеей к Верховному главнокомандующему.

На следующий день после заявления Авакова премьер-министр Арсений Яценюк поручил министру обороны Степану Полтораку начать расчеты по переходу ВСУ "на классическую профессиональную армию". Таким образом, можно говорить о том, что в нашей стране началась четвертая попытка создания профессиональной армии. Первые три попытки с треском провалились.

О контрактной армии в нашей стране заговорили еще в 2002 году. Первая программа реформирования армии, предусматривала полный переход на контрактную систему комплектования к 2015 году. Когда в 2005 году президентом стал Виктор Ющенко, сроки выполнения сократили до 2011 года. Однако в 2009 году процесс реформирования армии был приостановлен из-за нехватки финансирования.

Реклама

2 сентября 2013 года президент Виктор Янукович утвердил соответствующую государственную программу реформирования ВСУ сроком до 2017 года, положив начало третьей попытке. Предлагалось, например, сократить украинскую армию приблизительно до 120 тыс. человек, уменьшив количество тыловых воинских частей и повысив долю боевых подразделений. Призыв на срочную службу был отменен уже с начала 2014 года. Общую стоимость всей четырехлетней реформы тогдашний министр обороны Павел Лебедев оценил в 131,5 млрд грн, из которых 90 млрд планировалось выделить на содержание армии, а 12 млрд — на подготовку солдат и более 24 млрд — на перевооружение.

Один из членов парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах, на тот момент, считал такое распределение средств неприемлемым, поскольку, по его мнению, на развитие армии следовало направлять не менее 40% военного бюджета. Кроме того, считалось, что в ближайшие 5—7 лет Украина не будет принимать участие в каких-либо военных конфликтах и времени на реформирование ВСУ достаточно. События 2014 года показали, что все иначе.

Между тем, по данным Минобороны, в марте прошлого года Украина располагала всего 6 тысячами более или менее подготовленными бойцами Сухопутных войск.

СДЕРЖАННЫЕ ОЖИДАНИЯ. Эксперты анализируют насколько успешной будет попытка на этот раз. Координатор группы "Информационное сопротивление", депутат "Народного фронта" Дмитрий Тымчук призвал не смешивать понятия профессиональной и контрактной армий: "Одно не подразумевает другое. Израильский ЦАХАЛ, например, формируется не по контрактному, а по призывному принципу. Но там служат профессионалы. А вот украинская армия при Януковиче, хотя и была контрактной, но даже и близко не являлась профессиональной. Сейчас же в боевых частях нашей армии есть большое количество военнослужащих, которых уже можно назвать профессионалами".

Реклама

По мнению Тымчука, Украина по-прежнему стоит перед угрозой широкомасштабного вторжения, отбить которое усилиями одной только контрактной армии невозможно: "Иначе нам придется полностью поставить крест на экономике и признать, что мы работаем исключительно на вооруженные силы.Контрактная армия предполагает не только высокую зарплату, но и серьезный социальный пакет. Она хороша, когда немногочисленна".

Помощник министра обороны Юрий Бирюков также считает, что полностью перевести армию на комплектование по контракту сейчас невозможно "ни технически, ни финасово".

"Бюджет Министерства обороны живыми деньгами сейчас составляет больше 40 млрд грн из них 19 млрд — это фонд заработной платы. Хорошо. Давайте переведем нашу армию на контракт. Но дайте нам для этого еще 40 млрд", — заявил Бирюков.

"АРМИЯ В АРМИИ". Эксперты рассуждают о модели новой украинской армии и ее возможной численности. Так, Дмитрий Тымчук отмечает, что сначала нужно оценить уровень угроз, стоящих перед Украиной. "Фокусироваться только на Донбассе — тупиковый вариант. Нужно помнить, что существует небольшая, но все же угроза со стороны Румынии и Венгрии. А значит, мы должны размещать свои войска так, чтобы они могли реагировать и на эти вызовы", — полагает координатор ИС.

По мнению Тымчука, армия любого государства должна быть готова отразить не самую вероятную, а самую масштабную угрозу: "Самую масштабную угрозу для нас сегодня представляет Россия. Значит, численность и структуру своих войск мы должны строить так, чтобы противостоять именно российской угрозе. Нужно создать базу для ведения партизанской войны, усилить систему ПВО и развернуть береговую противокорабельную оборону, поскольку в ближайшие пару лет мы не сможем построить флот, способный защитить наше побережье".

Директор информационно-консалтиноговой компании Defence Express Сергей Згурец полагает, что спланированной Генштабом численности ВСУ в 250 тысяч человек может быть достаточно для того, чтобы сдерживать 50—60 тысячную группировку противника на Донбассе и еще 30—40 тысяч вражеских солдат, которые могут вторгнуться с других направлений, например, из Крыма. "Но наша армия не является качественно подготовленной, поэтому мы и вынуждены брать количеством", — считает Згурец.

По мнению эксперта, в существующих экономических условиях, государство могло бы создать, так называемую "армию в армии". То есть сформировать отдельные подразделения Сил специальных операций (ССО), которые стали бы первым прообразом новой профессиональной армии. Згурец привел опыт польских вооруженных сил, где существует полк ССО, до 2014 года насчитывавший 900 человек.

"Что может один полк ССО численностью в 900 профессиональных и мотивированных военных? Он может выделить от 36 до 72 разведывательных групп, которые способны действовать на глубине 300—500 км в тылу противника. Эта глубина превышает дальность поражения всех существующих средств поражения наземного базирования", — пояснил эксперт.

По его словам, сейчас ВСУ не располагают наземными средствами, способными гарантированно уничтожать вражеские цели на расстоянии свыше 70 км. "Почему же мы должны считать, что можем вести войну лишь на своей территории?! ССО — это как раз то средство, с помощью которого вполне можно вести войну и на территории противника", — отметил Сергей Згурец.