Какой помощи ищут бойцы: узнают о выплатах и возможностях не платить алименты

1 декабря 2016, 07:41
Волонтеры, которые продолжают помогать бойцам материально, говорят, что сейчас, конечно, ситуация на фронте заметно улучшилась с обеспечением, но по некоторым наименованиям дефицит есть и будет

На фронте порой не хватает запчастей и бензина для машин. Фото: AFP

Бойцы, вернувшиеся с фронта, все чаще обращаются за помощью к юристам. С начала года их количество выросло более чем в два раза. 

Специально для "Сегодня" "Юридическая сотня" впервые составила перечень топ-проблем, с которыми все чаще приходят их "подопечные" на гражданке. В лидерах — вопросы, которые касаются продолжения либо разрыва военного контракта, оформления льгот при получении жилья, денежной компенсации за жилье, условий получения земельных участков и льгот при наличии кредита.

Реклама

500 ЗВОНКОВ В МЕСЯЦ. Глава "Юридической сотни" Леся Василенко говорит, что сейчас волонтерам приходится ежемесячно обрабатывать более 500 обращений от ветеранов. "Еще в начале года таких звонков было не более 200 в месяц, — говорит Василенко. — И, как показывает практика, очень многие обращения связаны с тем, что местные власти далеко не везде полноценно помогают ветеранам, а те, столкнувшись с трудностями, обращаются в первую очередь к волонтерам, не желая обивать пороги чиновников". Так, например, в октябре чаще всего жаловались на задержки с выплатами денежного обеспечения и проблемы с выделением земельных участков. "В одних регионах лучше разобрались в вопросах льгот оплаты "коммуналки", а тем временем в других ситуация стала еще хуже, чем была немногим ранее. Например, во Львовской области много программ помощи, и они работают, в восточных областях — таких программ меньше и меньше бюджеты на их выполнение", — говорит Василенко. По ее словам, на практике демобилизованным бойцам сложно получить жилье, если ветеран не является... инвалидом. Активисты говорят, что сейчас в каждой области есть юристы-волонтеры, которые бесплатно консультируют обратившихся. И добавляют: недавно матери одного из погибших добровольцев помогли добиться получения документов, что ее сын погиб из-за ранения в бою, а другому раненому бойцу помогли добиться выплаты единоразовой денежной помощи. 

ТРАВА И АЛИМЕНТЫ. Однако не обходится и без курьезов. Активисты говорят, что некоторые бойцы обращаются, мягко говоря, не по адресу. Как рассказала нам волонтер Инесса Роговская, юристам-волонтерам запомнились звонки, когда участник боевых действий на полном серьезе спросил об алгоритме покупки трактора, а другой ветеран искал возможность заставить поселкового председателя выкосить траву. Некоторые демобилизованные пытались узнать, можно ли не платить алименты, если ты воевал, а один из обратившихся, видимо, перепутав, куда звонит, даже спросил, как получить денежную помощь за сына, который воевал на стороне боевиков. "А однажды на горячую линию поступил необычный звонок и состоялся такой диалог: "Как мне попасть в квартиру?" — спросил звонящий. Операторы ответили: "Уточните вопрос, пожалуйста". На это прозвучало следующее: "Меня жена выгнала! Две недели назад. Я живу на вокзале в Киеве. Она меня не пускает домой. Как мне попасть домой?" — рассказала нам Роговская. Операторы переспросили: "Вы в полицию обращались?" — после чего обратившийся ответил: "Нет. Она крутит с полицейским!". Впрочем, по словам волонтеров, курьезные обращения единичные.       

РЕЗИНА И ЛЕКАРСТВА. Волонтеры, которые продолжают помогать бойцам материально, говорят, что сейчас, конечно, ситуация на фронте заметно улучшилась с обеспечением, но по некоторым наименованиям дефицит есть и будет. "У бойцов есть транспорт, который закупали волонтеры. Проще говоря, не ведомственный. Для такой, фактически неучетнной техники, официально не закупаются ни резина, ни запчасти, поэтому есть дефицит", — говорит волонтер Иван Звягин. Не исчезла и потребность в лекарствах — их часто не хватает на передовой. Но есть и то, что всегда в дефиците, — это детские рисунки. Как рассказал нам один из защитников Донецкого аэропорта, бойцы всегда были рады получить привет и благодарности от детишек.

Реклама

РЕКОРД. Просьбы, адресованные волонтерам, — это лишь часть обращений от бойцов и военнослужащих. Своя горячая линия есть и у Министерства обороны. И, как сообщают в ведомстве, она многопрофильная. Например, есть линия для желающих служить по контракту, линия, куда можно пожаловаться на некачественное вещевое и продовольственное обеспечение, а также прямая линия для военнослужащих, которым нужна помощь с соцобеспечением.

Впрочем, как говорят в Минобороны, все рекорды обращений за последние годы побили те, кто в 2014-м обратился, чтобы стать добровольцем. Только за 10 первых дней существования общеминистреской горячей линии тогда обратились около 5 тыс. человек, пожелавших записаться в добробаты. Руководство Минобороны даже опубликовало заявление, что принять всех будет сложно, и предложило службу в частях боеобеспечения.

Сейчас, кроме горячей линии, Минобороны предлагает атошникам и их семьям сообщать о проблемах посредством интернет-обращения на сайте ведомства. За полтора года таких обращений насчитали более 700.

Реклама