Все бросить и стать учителем: как молодые украинцы меняют систему образования

6 января 2018, 07:41
Инна Рахмистрюк ушла из журналистики и пятый месяц работает учителем

Фото: Д. Павлов

Каждый пятый учитель в Украине - предпенсионного возраста. Из-за того, что выпускники педагогических вузов не хотят работать в школах, в стране не хватает учителей, особенно в селах. Это сказывается на уровне подготовки выпускников. В итоге, в новых технологиях ученики разбираются лучше, чем учителя. Чтобы сократить разрыв, проект "Обучай для Украины" привлекает талантливую и инициативную молодежь работать в сельских школах. И не важно, есть ли у человека педагогическое образование. Главное – желание учить детей. После интенсивного обучения участники проекта идут работать в школы. Параллельно проект оплачивает обучение в педагогическом вузе и выплачивает стипендию для аренды жилья.

Уже 17 молодых учителей без педагогического образования бросили свою работу и комфортную жизнь, чтобы учить детей в селах и небольших городах.

Реклама

Выпускница Киево-Могилянской академии Инна Рахмистрюк – одна из них. Но, в отличии от своих коллег по проекту, девушка работает недалеко от Киева – в Боярке. Инна читает детям зарубежную литературу и параллельно получает педагогическое образование. Сайту "Сегодня" она рассказала об участии в проекте, о работе с детьми и сложностях работы учителем.

Из журналиста в учителя

Еще год назад я училась на магистратуре Школы журналистики в Киево-Могилянской академии. Параллельно работала в галереи PinchukArtCentre – проводила экскурсии и помогала проводить детские программы. Я еще тогда подумала, что хотела бы продолжать работать с детьми, но точно не думала о школе.

О проекте "Обучай для Украины" я знала с момента запуска и должна была быть на нем волонтеркой на регистрации участников, но не смогла прийти в тот день. Когда началась подача заявок на проект, решила попробовать.

Реклама

Учитывая образование, выбор стоял между украинским языком и литературой или зарубежной литературой. Украинская литература – узкоконцентрированная, а зарубежная дает возможность больше рассказать об интересных авторах, их работах. Проблемы в разных странах одинаковые, но взгляд на них разный в зависимости от времени и автора.

Фото: Д. Павлов

Реклама

По условиям, участника у нас могли отправить в село или небольшой город. Я очень хотела в село. И когда узнала, что буду работать в Боярке возле Киева,  даже немного расстроилась. Но потом, наоборот, оценила плюсы Боярки: Киев рядом, все мои друзья практически возле меня – мы видимся даже чаще, чем до этого. Даже думала, что смогу остаться в Киеве и ездить на уроки в Боярку, но бросила эту идею, потому что это было бы невероятно сложно.

Сейчас я живу возле школы – это очень упрощает передвижение по городу. У меня рядом магазин, кафе, которое мне нравится и которое нашла, когда в первый раз приехала в Боярку. Здесь есть небольшой рынок  – все, что мне нужно для бытового комфорта, здесь есть.

Жилье мне покрывает стипендия. Зарплаты учителя хватает; правду говоря, когда я шла в школу, то думала, что учительская зарплата меньше. Она отличается от того, что получают мои друзья-журналисты.

"А сколько вам лет – 18?", "Вам хотя бы 18 есть?"

В первый день я очень переживала каждый урок. Первый у меня был 10-Б, мы познакомились, я попросила, чтобы они написали на бумажном скотче свое имя и приклеили его, чтобы я быстрее их запомнила. Но я была наивной. Это было только начало. На первой неделе я вела уроки примерно у 300 учеников. Я их иногда до сих пор путаю.

Я сразу рассказала ученикам, что училась на журналиста.  Они интересовались и удивлялись, почему я не работаю по специальности, а пошла учителем. Это, опять же, показатель того, насколько одна профессия кажется им престижней, чем другая.

Фото: Д. Павлов

И им было странно, когда я говорила, что это мой первый урок сегодня, в семестре и вообще в жизни. Они все так сразу удивлялись "А есть ли у вас опыт?", "Можете ли вы быть нашей учительницей?", "А сколько вам лет – 18?", "Вам хотя бы 18 есть?" – и это у меня спрашивали, как ни странно, ученики пятого класса – у них было больше всего вопросов".

У меня много спрашивали, есть ли я в Instagram, можно ли меня фоловить и буду ли я их фоловить. Я говорила: нет давайте общаться через Facebook. А они мне рассказывали, что он неудобный и как им вообще пользоваться. Мне пришлось завести рабочий Instagram. Детям проще сидеть в Viber, в Instagram и VK.

"Дисициплину и строгость я пока изучаю для себя"

У всех сегодняшних школьников есть смартфоны, и это продолжение их руки, головы, глаз, ушей. Я такая же и этим грешу, но на уроке у меня нет времени на смартфон. Ученики, которые сидят за партами, чувствуют, что у них есть возможность и потребность это сделать: пришло ли какое-то сообщение, поставить "лайк", просто посмотреть время, а потом залезть дальше что-то делать. И вообще ориентированность на это: фотографии, блоги, рассказы о том, кто что нашел. Это очень заметно, и в мое время такого не было.

А так, все, как и было: они дурели на переменах, и мы такие же были. Нам были некоторые уроки неинтересны, им что-то интересно, что-то нет. Это нормальный рабочий процесс.

Лучше всего справляться с хаосом, когда у всех есть задание, над которым они работают вместе.

Фото: Д. Павлов

Если хаос устраивают несколько учеников, им нужно задать дополнительное задание или привлечь к командной работе. Но единственного способа или формулы решить вопрос нет. Когда, например, у кого-то плохое настроение, с этим ничего не сделаешь. Возможно, ребенку нужно другое задание, или просто нужно дать отдохнуть несколько минут.

Я бываю строгой. Но строгость – это не просто крикнуть, а сформулировать какие-то правила, по которым работает класс. Конечно, все правила существуют для того, чтобы их нарушать, и ученики об этом знают. Дисциплина и строгость – такие понятия, которые я пока изучаю для себя. Например, насколько проявление моей строгости влияет на мотивацию – потому что часто для них строгость ничего не означает.

"Самое сложное – выдержать темп"

Подготовка к уроку все еще занимает очень много времени, потому что я заново перечитываю материал, который я должна подать детям. Я думаю о том, что будет интересно конкретному классу, как можно этот материал лучше подать, какие задания придумать.

Одна и та же тема может быть кому-то интересна, а кому-то нет – и из-за этого ребенок не хочет делать задание для всего класса, поэтому нужно иметь на подготовке еще задания, из которых ученик может выбрать одно. Но на подготовку таких разноплановых заданий уходит много времени.

Фото: Д. Павлов

На каждом уроке у меня новая тема, ее нужно подать так, чтобы детям было понятно, и не перегружать их домашним заданием. А когда хочется рассказать так много про человека, который написал это, а еще и задать почитать не только то, что в их книгах, не хватает сорока минут. Когда же это просматривается бегло, тогда тема может даже не заинтересовать.

Самое сложное – выдерживать темп. В первые три месяца я хватаю со всех сторон все, что на меня валится, и пробую выбрать из этого что-то действительно интересное. Поэтому хочу создать для себя базу с заданиями и методиками. У учителей это появляется с годами работы.

Напомним, не так давно сайт "Сегодня" подготовил портрет украинского учителя.