"Непальская миссия": Шкиряк отчитался за потраченные средства, а в Минобороны не понимают, почему сломался ИЛ

10 мая 2015, 21:46
Украинцы вернулись домой после затяжной спасательной операции

Эта операция должна была длиться всего два дня, а затянулась на девять. Поначалу ее деталями интересовались лишь родственники застрявших в Непале туристов, потом – вся страна. Эвакуация украинцев и в самом деле походила на приключенческий фильм. В ролях – главный спасатель страны Зорян Шкиряк и самолет Министерства обороны.

"ИЛ-76 – незабываемый опыт! Когда еще полетаешь на военном самолете?" – говорит Антон, турист.

Реклама

ИЛ-76 вылетел в Катманду на четвертый день после землетрясения. На борту – спасатели, психологи и два десятка журналистов. Руководит операцией лично Зорян Шкиряк. ИЛ приземлился на дозаправку в аэропорту Дели и больше никуда не летит – сломался. Теперь нужно ждать деталь из Украины. Главный спасатель принимает решение – брать курс на Катманду неполным составом. Психологов оставляют. Шкиряк с частью спасателей и медийщиками летят в Непал коммерческим рейсом.

Тогда же оказывается, что спасать, собственно, некого. Кто-то выбрался из страны самостоятельно, около 40 человек до сих пор не вышли на связь с посольством, остальные – безропотно ждут отлета в резиденции почетного консула Украины в Непале. Журналистам и спасателям волей-неволей пришлось присоединиться. Наконец, разрешение на посадку получено. Необходимая для ремонта топливного насоса деталь доставят вот-вот. Украинцы собирают вещи. Как вдруг – новый поворот сюжета.

"Самолет не отремонтировали. Сейчас мы не можем вылететь. И гарантий, что он вылетит в ближайшее время – нет", – сообщил Шкиряк.

Реклама

Оказалось, отправили не ту деталь, самолет не заводится. Теперь нужно ждать новую посылку из Украины.

"Реально уже смешно. До абсурда дошла ситуация. Когда обманывают, врут. Мы каждый день собираем чемоданы и распаковываемся. Как можно прислать не ту деталь?" – спрашивает Наталья Евсеева, украинка.

Соцсети взрываются уже даже не возмущением – истерическим хохотом. Зорян Шкиряк – герой анекдотов и фотожаб. Его обвиняют в неуместном пиаре – дескать, зачем было везти с собой журналистов, в бездарно спланированной операции выбрал не тот самолет, и даже вменяют ему любовную интригу за деньги налогоплательщиков. Ведь в Непал полетел вместе с гражданской женой. Но те, кто ждут эвакуации, на Шкиряка не в обиде.

Реклама

"Вопросов к работникам МИД и МЧС нет. Они выбили все: есть разрешение на посадку, в одном месте собраны люди. А почему страна, в которой 40 млн. человек, не может вывезти 5-6 десятков людей – это вопрос к правительству", – говорит Владимир Царенко, украинец

Тем временем МИД и сам Шкиряк пытались запустить план Б: отправить людей чартерными или коммерческими рейсами или подсаживать их к международным спасателям, работающим в Непале. Но тогда получится, что деньги, выделенные на эвакуацию, вылетели в трубу. А это – больше семи миллионов гривен. Из них – 6 с половиной получило Министерство обороны за свой самолет, который оказался слишком тяжелым для аэропорта в Катманду, сломался при посадке в Дели. А на обратном пути – вдобавок, лопнуло колесо шасси.

"Возникает вопрос к нашему президенту: он ведь знал, что в списках дети ? Почему был прислан военный неисправный самолет?" – возмущается Алена, туристка.

Когда в 2011 году в Японии произошло сильнейшее землетрясение, почти 200 украинцев вывезли двумя гражданскими лайнерами. Виктор Балога тогда возглавлял Министерство чрезвычайных ситуаций. Говорит, спасатели и военные только предлагают варианты эвакуации. А окончательное решение – всегда за руководством.

"Я думаю, надо было всем на карточки перечислить деньги на билеты в Дели, и за 2-3 дня все были бы дома. Это самый легкий путь", – отметил Виктор Балога.

В Министерстве обороны отчаянно оправдывались. Заверяли, что тридцатилетний самолет перед вылетом тщательно проверили – он был полностью исправен. И деталь выслали ту, что надо. А вылет задержался исключительно из-за индийских бюрократов. Ответил командующий и на главный вопрос – почему в Непал отправили именно военный самолет, да еще и весом в полтораста тонн?

"27-го числа было принято решение президентом, далее состоялось межведомственное совещание, как я говорил, на котором было принято решение и нам уже пришло, командованию… я представляю командование воздушных сил – распоряжение готовить самолет ИЛ-76. Если ИЛ-76 имеет скорость порядка 900 км в час, то АН-26 – 350. То есть путь в одну сторону уже превышает одни сутки", – отметил Сергей Дроздов, врио командующего Воздушными силами Вооруженных сил Украины.

Свою работу военные оценивают на "отлично". Эвакуацию провели и даже государственные деньги немного сэкономили. Зорян Шкиряк, ставший на этой неделе самым популярным человеком в стране, тоже уверен – сделал все, что мог.

"Я думаю, что самая главная ошибка заключалась в том, что не было единого центра управления, не было четкого взаимодействия между нами и МО", – уверен Шкиряк.

На сегодня никаких оргвыводов по результатам операции не сделано. Шкиряк уже заявил – если глава правительства или министр внутренних дел укажут ему на дверь – сразу же выйдет. Кроме того, главный спасатель взял на себя ответственность за всех людей, которые были на борту ИЛ, включая и журналистов, и гражданскую жену. И уже отчитался о потраченных бюджетных средствах.

"Ни у кого не получится сделать из меня козла отпущения, я отвечаю за каждое действие работников своего ведомства. Просто все мы стали заложниками определенной ситуации", – добавил он.

Ну а сами туристы по возвращении в Киев признались: зла на своих спасателей больше не держат. А долгая дорога на родину стала самым ярким приключением в их жизни.

Эту и другие новости вы можете посмотреть в выпуске информационной программы "События недели" на канале "Украина".

Читайте также:
Шкиряк: Принятие решения о привлечении военно-транспортной авиации было неоправданно
План эвакуации пострадавших в Непале на Ил-76 был ошибкой, но был приказ президента – Шкиряк
Шкиряк рассказал об обязанностях своей возлюбленной в Непале
Шкиряк готов уйти в отставку
Приключения украинцев со Шкиряком в Непале: первые фото после прилета
Командир Ил-76 о поломке самолета: Обычные ситуации. Из-за этого не надо раздувать слона
В сети появилась песня о приключениях "хитрого йога" Шкиряка 
"Зоряний десант": хроника "спасения" украинцев Шкиряком и первые реакции после возвращения