Обман в супермаркетах: как украинцам подсовывают испорченный товар

20 марта 2016, 23:39
Как показывает практика, продавцы умышленно продлевают срок реализации продуктов

Легким движением ножа блинчики с творогом превращаются... в блинчики с ливером. Да еще и протухшие. Обман в супермаркетах – вовсе не случайность или досадная оплошность.

Как показывает практика, продавцы умышленно продлевают срок реализации продуктов. А когда их ловят на обмане – обещают выбросить просроченный товар. Но выбрасывают ли? И где гарантия, что несвежие продукты снова не окажутся на полках? Во Всемирный день защиты прав потребителей "События недели" отправились с проверкой в столичные супермаркеты. И вот что из этого получилось.

Реклама

Наталья – молодая мама. Кормит малыша грудью, поэтому и к своему питанию относится серьёзно.

А вот её мать вместо творожных купила блинчики совсем с другой начинкой.

"Там была какая-то печёнка, и даже не печёнка, а похоже больше на ливер. И очень плохо пахло", – говорит киевлянка.

Реклама

Как оказалось, блинчики давно пережили свой срок годности. Хотя, информация на упаковке гласила: продукт – свежий.

"Смотрю, что вроде как несколько этикеток. Четыре наклейки. И самая первая наклейка – это блинчики с печёнкой, они были запакованы 18 декабря 15-го года, и срок действия был указан до 17 января. А четвёртая наклейка – самая верхняя – она уже говорила о том, что блинчики – с творогом, и они были запакованы в марте и продлены до 2 апреля" ,- продолжает Наталья..

Наталья вернулась в магазин вместе с мужем, дабы вернуть просроченный товар и получить за него компенсацию. Для администратора, очевидно, эта процедура была не новой.

Реклама

В супермаркете вернули только стоимость продуктов. Компенсацию за отравление мужа и мамы платить отказались.

Но возможно, исправились? "События недели" решили проверить – удастся ли найти в этом магазине непригодные к употреблению товары?

Помогать в проведении эксперимента будет выпускающий редактор программы "События недели" Анастасия Образцова. Настя – мама двоих детей, поэтому знает толк в качественных свежих продуктах. 

Пока Настя занята поиском, обратимся к правозащитнику с вопросом – могут ли украинские потребители чувствовать себя в безопасности?

"Государство такую пассивную позицию занимает. То есть вроде нормы есть, но особенно помочь тебе .... Если сравнивать возможности потребителя и возможности предприятия, они не сопоставимы. Конечно, потребитель в заведомо проигрышной ситуации", – говорит Олег Кобылецкий, адвокат.

Тем временем, за 5 минут в магазине Настя нашла странного и сомнительного вида колбасу. Можно увидеть – что с ней уже что-то не так, срок действия не указан вообще. Дальше, перепелиные яйца – тут всё очевидно: дата  19 января 2016 года. И вот тут мы читаем белым по красному, что срок хранения 25 суток. Точно также непонятная упаковка из половинки одноразовой тарелочки, нарезанная колбаса, которая почему-то может храниться 4 месяца. Хлеб – явно чёрствый, при этом написано "Хліб свіжий пшенично-житній". И вот такой замечательный товар – маргарин. Уупакован 24 декабря прошлого года.

Если выпускающему редактору не составило труда в течение 5 минут найти несвежий маргарин, то что можно говорить о пожилых людях?

Обращаемся с "уловом" в Госпотребинспекцию, которая обязана защищать права потребителей.

Анастасия Слипченко, главный специалист отдела контроля в сфере внутренней торговли Управления защиты прав потребителей и рекламы госпотребинспекции Украины о дновременно поясняет – каковы же функции органа.

"Госпотребинспекция, ее специалисты ходят на проверку, рассматривают суть жалобы, проявляют подтверждают факты каких-либо нарушений. Если были нарушения, то применяют штрафные санкции", – говорит она.

Но на практике, – говорит адвокат Олег Кобылецкий, – оштрафовать магазин удаётся редко. Да и сами санкции – смехотворные.

Более того, признается юрист, госпотребинспекция, которая должна отстаивать права потребителей, нередко подыгрывает другой стороне.

Прошёл день, и мы с Настей попробуем вернуть в магазин продукты, по которым у нас возникли вопросы. Настя, идём.

Администрацию маркета наши претензии удивили. "Просрочку" признали – только относительно яиц.

Деньги нам всё-таки вернули. Но нет гарантии, что испорченные продукты вновь не попадут на прилавки.

Наталья, семья которой отравилась просроченными блинами, довольствоваться извинениями продавцов не собирается.

"Ну что бы я посоветовала владельцу этого магазина: я бы ему посоветовала постоянно потреблять эту продукцию, которую он продаёт, чтоб он этим питался на завтрак, обед и ужин. И кормил этим своих детей. И мне бы хотелось, чтобы такие магазины не существовали в Украине", – говорит она.

Эту и другие новости вы можете посмотреть в выпуске информационной программы "События недели" на канале "Украина".