"Открытый город": как бороться с городскими проблемами в интернете

29 апреля 2015, 07:40
Украинцы чаще всего жалуются на ямы на дорогах, грязные улицы и разбитые тротуары

Фото: О. Консевич

Реклама

Каждый день мы сталкиваемся с проблемами, которые неприятно раздражают – мусор, открытые люки, отсутствие детских площадок во дворе. Фонд Восточная Европа с 2013 года реализует проект "Открытый город", который помогает гражданам взаимодействовать с властью, общественными организациями, представителями бизнеса для решения актуальных вопросов. Сейчас к инициативе присоединились 18 городов, а Сегодня.ua побывала в самом активном – Тернополе.

Памятник Независимости. Фото: О. Консевич

Реклама

Уникальный пример
 
Тернополь только в сентябре прошлого года стал активно работать с "Открытым городом", но уже успел показать лучшие результаты. По словам помощника мэра Максима Черкашина, Тернополь – уникальный город для проекта, потому что сначала пришлось работать без помощи общественной организации. Обычно именно активисты помогают организовать людей и берут на себя функции модераторов. "Сначала было двустороннее сотрудничество – городской совет – "Открытый город". Мы ставили за цель добиться того, чтобы все работало. Мы заполнили матрицу проблем. Что это значит? Если есть проблема – мусор, например, я должен подумать, кто будет ее решать. Впоследствии мы собрали исполнителей и рассказали им о платформе, зарегистрировали их. Работали 2-3 недели в тестовом режиме", – рассказывает он.

Со временем стала помогать организация "Файне місто", она с февраля этого года модерирует сообщения и следит за решением проблем. Член организации Рустам Ергешов рассказывает о статистике. Оказывается, за такой короткий промежуток времени по городу было зарегистрировано 572 сообщения. "Зарегистрированные пользователи – 398, но это с теми пользователями, которые зарегистрированы от городского совета, потому что они имеют отписывать о решении проблем", – уточняет активист. Сейчас большинство проблем "закрытые" – решены или будут решаться в ближайшее время. Около 25% проблем приняты к рассмотрению. "Это очень хорошая статистика, по сравнению с другими городами. Мы первые по активности пользователей. Но есть одно "но", недостаток. Например, проблема – ямы на дороге. Пользователь написал, сфотографировал, отписка жилищно-коммунального хозяйства такова – "Данная территория является в титульном списке ремонтных работ в этом году". Они "закрывают" эту проблему, но пользователь ее снова "открывает" и говорит: "По факту, покажите, что вы сделали". Здесь и управление правильно делает, и пользователь, поэтому надо сделать статус "перенос срока" или "выполнение до ...", – считает Рустам Ергешов. Сейчас в городе есть 10-15 активных пользователей, которые не просто сообщают о проблемах, но и следят за их выполнением.

Реклама

Поврежденное ограждение у озера. Фото: opencity.in.ua

Реакция общества. Фото: opencity.in.ua

Результат. Фото: opencity.in.ua

Контроль и инициативность
 
Пользоваться ресурсом очень легко. Надо зарегистрироваться и написать сообщение, а модераторы опубликуют его. Далее просьба попадет в управление, ответственное за указанную проблему. Не надо тратить время на поиск "крайних", написание заявлений и телефонные звонки. "Мне легче написать через платформу, я не имею возможности в рабочее время бегать по инстанциям. Помню как-то меня все достало и я ходил к начальнику жаловаться, но нужно посредничество. Кому-то легче с бумагой работать, кому-то с компьютером и телефоном", – рассказывает Михаил Онышкив, активный пользователь платформы.

Фото: opencity.in.ua

На решение проблемы у служб есть месяц, но руководство города пытается разобраться с обращениями оперативно. Этому способствует то, что каждую неделю городской голова Сергей Надал получает отчет о ситуации в городе и жалобы пользователей "Открытого города". В городском совете главным преимуществом ресурса считают публичность. "Когда вы куда звоните, кто об этом знает, кроме вас? А здесь вы ставите обсуждение проблемы в целом. И сами чиновники, решая проблему, относятся к этому ответственно. Для нас это дополнительный инструмент, потому что раньше были стандартные – обращение граждан, служба 1580, прямые эфире городского головы, Facebook. И классно, что есть аналитика – мы можем смотреть по каким улицам всего жалоб и каких служб это касается", – отмечает Максим Черкашин.

Кликните на скриншот, чтобы увеличить.

Единственное, городу нужно будет активизировать работу с общественностью, чтобы люди сами пытались участвовать в решении проблем. "Сейчас будет развиваться проект" Общественный актив Тернополя". Мы хотим работать с зарегистрированными активистами "Открытого города". Например, если есть поломанная детская площадка, то можно собрать жителей, поговорить, есть устав об общественных инициативах, собраниях граждан. Мы можем написать протокольные решения – отдать городскому совету. Далее ничто не мешает скинуться и отремонтировать. Основная задача – активизировать общество", – считает член ОО "Файне місто".

Но в Тернополе уже можно говорить о том, что люди начали действовать. Недавно экстремалы города разместили на портале "Открытый город" просьбу о создании скейтпарка и активно включились в обсуждение инициативы с властью. "Мы пошли на встречу, потому что они сейчас катаются у памятников. Кроме того, у наших велосипедистов очень хорошие показатели, они готовятся к международным чемпионатам. Они сказали, что могут показать, где было бы хорошо организовать такую площадку. Им предложили бульвар Кулиша и они категорически от него отказались. Мы прислушались к ним и нашли другое место – в парке Топильче. Также в парке Шевченко будут поддоны, которые обустроят велосипедисты", – отмечает помощник городского головы.

Парк Топильче. Фото: wikimedia.org

Выгода для всех
 
Проект начал свою работу с 5-ти городов Украины. "В настоящее время, систему "Открытый город" уже используют в 18 городах, начиная от маленького Добротвора Львовской области и заканчивая большим Запорожьем. Ведем переговоры и с другими городами, ведь критически важным является желание местных властей и местных общественных организаций видеть проект в своем городе ", – рассказывает менеджер программ Фонда Восточная Европа (ФВЕ) Юрий Пискалюк.

По его словам, за время существования платформы было опубликовано 3079 проблем, из них 2583 принято в работу, а 1424 – решено. "Понятно, что не все вопросы можно решить в один момент, поскольку возможности местных бюджетов в условиях кризиса ограничены. Но люди должны знать, что власть их слышит, знает о проблемах и пытается их решить. Электронная коммуникация с органами местной власти выгодна для всех, – отмечает Юрий Пискалюк. – Для власти – это механизм быстро узнать о проблеме (например открытый люк, неубранный мусор, неработающее освещения) и ее решить, понимать приоритеты жителей, наполнять целевые программы. Для жителей – возможность сообщить о проблемах максимально просто через эффективный канал коммуникации, почувствовать себя причастными к решению городских проблем, сделать жизнь своих семей и соседей комфортным. И самое главное, что система "Открытый город" – максимально открыта и прозрачна. То есть, если пользователь считает, что его проблема на самом деле не решена, он имеет возможность повторно обратить на это внимание".

Фото: О. Консевич

Инициаторы проекта планируют добавить к сервису новые функции. Справиться с большим массивом информации можно будет благодаря краудсорсингу, когда каждый зарегистрированный пользователь сможет размещать информацию о полезных объектах, которые ему известны, а все остальные пользователи смогут пользоваться "плодами" коллективного труда. "Уже скоро жители смогут инициировать и поддерживать местные петиции, а местные власти учитывать пожелания граждан при определении приоритетов развития общества. Тогда, например, местные власти смогут определить, что следует сделать в первую очередь:  восстановить фасад здания главного театра, или обустроить местный рынок, или что-то еще. Также уже есть возможность наносить на карту каждого города и описывать "Полезные объекты", начиная от велопарковок или точки со свободным Wi-Fi, и заканчивая укрытиями или местами сбора опасных отходов", – рассказывает менеджер программ ФВЕ.

В тернопольских троллейбусах есть Wi-Fi, но в основном транспорт очень старый. Фото: О. Консевич

Еще одно преимущество сервиса – доступность мобильных приложений. Около 15% пользователей заходят на сайт, используя смартфоны. "По нашим прогнозам этот процент будет увеличиваться. Дополнительный толчок этому даст внедрение стандарта 3G, который мы все с нетерпением ожидаем. Около 70% процентов заходов с мобильных устройств происходит через операционную систему Android, а 22% – через iOS ", – добавляет Юрий Пискалюк.
 
www.OpenCity.in.ua – платформа, которая реализована в рамках проекта "Открытый город: усиление участия граждан в развитии местного сообщества" и является инициативой Фонда Восточная Европа. Выполняется при финансовой поддержке Фонда Ч. С. Мотта. Энергетическая компания ДТЭК предоставила финансовую поддержку для распространения проекта на города своей деятельности.