Почему в Украине не работает трансплантация органов

26 февраля 2017, 23:25
Украинская трансплантация, по словам врачей, уже на грани исчезновения

Трансплантации органов в Украине. От статистики, которую озвучивают сами медики, волосы встают дыбом: каждый день девять человек умирают, не дождавшись спасительного органа. И тысячи надеются, что им повезет – возможно, тщетно.

В разговорах врачей звучит суровая истина о том, что один умерший человек может стать спасением для восьмерых смертельно больных. В этом и есть суть трансплантации.

Реклама

Украинские хирурги сегодня работают только с живыми донорами.   Есть и специалисты, и закон действует, вполне соответствующий мировой практике. Но украинская трансплантация, по словам врачей, уже на грани исчезновения.

В Украине работает так называемая презумпция несогласия. То есть новый орган больной может получить только от родственника или от человека, у которого врачи констатировали смерть мозга. Но только если родственники умершего дадут письменное согласие.

В США, к примеру, законодательная модель такая же. Но там ежегодно спасают жизнь почти 20 тысячам, а количество операций в Украине за семнадцать лет упало в десять раз, до критического минимума. В Минздраве это понимают.

Реклама

Изменения в правилах, говорят в министерстве, уже подготовлены, но их нужно принять в парламенте. А это дело не быстрое.

В ожидании перемен больные, которым проводят пересадку сегодня, могут без преувеличения считать себя счастливчиками.

Валентине Павленко повезло не только с удачной операцией. Еще важнее, что ее мать  подошла как донор. Альтернативу, как показывает практика, найти почти невозможно.

Реклама

Такие совпадения большая редкость, но даже если родственник подошел как донор, он не всегда соглашается отдать свой орган. И тысячи больных украинцев сейчас цепляются за жизнь, которую с помощью трансплантации могли бы прожить полноценно.

Жить без трансплантации могут пациенты не со всеми диагнозами и только со специализированным дорогостоящим лечением. К примеру, те кто не нашел донора почки в Украине для спасения жизни обязаны проходить процедуру диализа. А это значит, через день проводить по четыре часа у аппарата очистки крови.

Но и такая жизнь на привязи не стабильна. Почти миллиарда гривен, выделяемых из местных бюджетов на гемодиализ, как показывает практика, на всех никогда не хватает. И если вопрос встает: кошелек или жизнь? – человек отдает последнее.

Решением этих проблем могла бы стать, разрешенная законом, трупная трансплантация. За рубежом это основной источник донорских органов. 

Украина, к сожалению, занимает лидирующие позиции по количеству погибших в автокатастрофах или умирающих от инфарктов и инсультов. Эти категории принято считать основными донорами органов, но только не у нас. Прописанная в законе система по забору и доставке органа к больному не работает.

"Она есть только на бумаге. В Минздраве существует координационный центр, но он не наделен практически никакими полномочиями. У него нет структуры, у него нет денег", – говорит  Александр Усенко, главврач института им.Шалимова.

Не работает и реестр доноров, созданный семь лет назад. И никто, из наделенных властью, даже не пытается запустить систему получения донорских органов. Зато многие пытаются зарабатывать политические дивиденды на критике.

Директор Национального института имени Шалимова Александр Усенко уверен: и сама трансплантология наберет обороты, как только удастся запустить службу трансплант-координации. Персонал есть – необходимо желание и деньги, причем не такие уж большие.

"Я боюсь неточно, но около 300 млн. для создания всеукраинской службы" , – говорит он.

У людей непосвященных работа такой службы может вызывать опасения – что это, мол, за охотники за органами?!

К примеру, в Беларуси это уже работает.

Обычный микроавтобус, загруженный чемоданами, напоминает скорее перевозку туристов в аэропорт. Но нет: все шестеро в салоне – медработники. Каждый должен своевременно появиться в указанном месте и провести забор конкретного донорского органа. Ездить, говорят приходиться часто.

На забор раза три в неделю точно. Бывает даже два выезда за сутки.

Такие группы работают в каждой области. Поскольку в трансплантации ценятся даже минуты, для доставки органов иногда используют воздушный транспорт. 

По республике на данный момент 195 заборов. 

С такой работой удивительно, что у Эдуарда хватает времени на что-то еще. Он должен выявить донора, удостовериться, что тот не в реестре отказников, уточнить у родственников не был ли человек против донорства при жизни, получить заключение о смерти от двух консилиумов, уведомить прокуратуру о смерти, получить разрешение от патологоанатома, вызвать группы забора на каждый орган, проследить за операцией и собрать описание изъятых органов.

Донорский орган консервируется и как можно скорее доставляется к больному. Но отчеты – святое. На них хирург должен найти время всегда.

Два экземпляра на каждый орган.

Когда бригада доставляет орган в место назначения, ее работа окончена. А к сознанию выполненного дела добавляется премия, за каждую такую операцию. В Украине поощрения за поиск доноров и изъятие органов законом не предусмотрены. Поэтому и отношение у медработников соответствующее.