Поход на рынок ценой в пару миллионов и разлука с семьей ради работы в Европе: как Украина прожила 1995 год

18 августа 2015, 08:30
Люди теряли деньги из-за финансовых пирамид и массово ехали на заработки за границу

1995 год запомнился украинцам зарплатами в миллионы карбованцев, волной финансовых пирамид, оставивших вкладчиков без копейки, и массовым выездом заробитчан за границу в надежде прокормить семью.

В 1995 году нельзя было сходить на базар, не потратив миллион – другой. Килограмм мяса тогда стоил 500 тысяч карбованцев, буханка хлеба – 50 тысяч, а литр молока – 250 тысяч. Хорошие туфли меньше, чем за 2 миллиона, купить было невозможно, а модная куртка обошлась бы в 10 миллионов. За доллар в 1995 году давали 157 – 159 тысяч карбованцев.

Реклама

Средняя зарплата в то время составляла 7 млн 300 тыс карбованцев, а миллионерами были даже пенсионеры.

В 1995 году в последний раз пересчитали вклады по советским сберкнижкам. Тысячи старых рублей превратились в миллионы карбованцев и окончательно обесценились.

Отчаявшиеся украинцы искали другие способы заработать. И кто-то находил. В Украине к середине 90-х появились десятки финансовых пирамид, самые известные – "Меркурий", "Оберег", "Украинский дом Селенга". Рушиться пирамиды начали как раз в 1995-м. Без притока новых вкладчиков денег лишились все остальные – это сотни тысяч украинцев.

Реклама

"Мои друзья вложили определенные средства. Люди продавали квартиры, вкладывали деньги в МММ и потом оказывались у разбитого корыта. Стояли ночами, жуткие драки были (чтобы вернуть вклад)", – рассказала народная артистка Украины Ольга Сумская.

Подобное случилось и с певцом Александром Пономаревым. "В моем родном Хмельницком были бизнесмены, которые действовали аналогичным образом: собирали деньги, предлагали большой процент, а потом исчезали. В такое я вкладывал средства, на то время это было 6 тысяч долларов. Это серьезная сумма, можно было купить любой автомобиль", – вспоминает Пономарев.

Наказать мошенников тех лет так и не смогли. До 2013 года в Украине не было законов против финансовых пирамид. Около 300 миллионов долларов из карманов украинцев ушли на заграничные счета махинаторов.

Реклама

В 90-х украинцы активно уезжали за границу. С 1995-го у всех на слуху было новое слово – заробитчане. Мужчины строили дома в Португалии и Чехии, а женщины – собирали клубнику в Польше и ухаживали за детьми и стариками в Италии. Люди ехали в Европу без гроша за душой, не зная языка и не всегда находились там легально.

"Приехала я на тяжелый хлеб. Сильно плакала за своими детьми", – вспоминает заробитчанка Надежда. Бывшая дежурная на железнодорожной станции уже больше 10 лет работает в итальянском доме престарелых. Вернуться планировала давно, но оказалось, что документы ей оформили неправильно. В результате Надежда осталась нелегалкой. "Я всегда говорила дочке, что эти деньги – золото. А она мне в ответ: "Мамочка моя, прилети ко мне на минутку, обними меня, я больше так не могу", – говорит со слезами Надежда. С 1995 года на заработки уехали до 15 миллионов украинцев, вернулись далеко не все.

Многие семьи в это время выживали, как могли. С 1995 года кухня простых украинцев стала напоминать химическую лабораторию: на первое – бульон из кубиков, на второе – лапша быстрого приготовления, а вместо компота – порошковый сок. Но главное – "Просто добавь воды". "Я один раз попробовали сок из порошка, больше я к нему не притрагивалась, я поняла, что это жутко. Но с утра до ночи мы видели рекламу этих соков", – рассказала Ольга Сумская.

Если сейчас украинцы начинают присматриваться к составу продуктов на упаковке, то в середине 90-х важнее было другое. "Людей не интересовала польза для здоровья, главным мотивом была дешевизна", – рассказал историк, журналист Алексей Мустафин. Покупались украинцы и на неведанные новинки. Так, растительные спреды многие годы людям продавали как масло.

В целом в 1995 году миллионы купонов показали многим украинцам, что не в деньгах счастье, а поездки за границу убедили в том, что родная страна – дороже и ближе.