Прилетит ли Boeing к нам: как договоренность с американской компанией повлияет на украинскую авиацию

18 мая 2019, 07:00
Нам нужна модернизация самолетов, а американцам — замена российских ракетных двигателей

F-15. США предлагали нам эти истребители, но итог переговоров пока неясен

Украинскую боевую авиацию может ждать обновление. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов встретился с директором по вопросам обороны и космической безопасности в компании Boeing Стэнли Прусински. Стороны обсуждали двухстороннее сотрудничество в авиационной и космической сфере. Журналисты "Сегодня" решили выяснить, чем Boeing и Украина могут быть полезны друг другу.

Украина и Boeing

Сообщения о встрече Александра Турчинова со Стэнли Прусински появились 19 апреля. По информации пресс-службы СНБО, стороны обсуждали сотрудничество предприятий украинской "оборонки" и космической отрасли с компанией Boeing, а также перспективы совместной работы в военно-технической сфере. В частности, проекты обновления истребительной и штурмовой авиации Вооруженных сил Украины.

Реклама

По словам Александра Турчинова, компания Boeing является ведущим мировым предприятием в аэрокосмической отрасли, а ее военные самолеты и вертолеты "значительно превосходят российские аналоги".

Стэнли Прусински заявил, что надеется на долгосрочное сотрудничество с Украиной, поскольку считает ее "интеллектуальным центром Восточной Европы". Другие детали переговоров между Александром Турчиновым и представителем Boeing держатся в секрете. 

Что нужно нам

По данным информационно-консалтинговой компании Defense Express, единственным вариантом обновления парка украинской боевой авиации является ее модернизация. Это связано с тем, что разработчики и производители доставшихся нам в наследство от СССР самолетов МиГ-29, Су-27, Су-25 и Су-24 остались в России, военно-техническое сотрудничество с которой прекращено. То же самое касается и боевых вертолетов. В нашей же стране находятся предприятия, способные ремонтировать самолеты и вертолеты, а также оснащать их дополнительным современным оборудованием.

Реклама

Главными направлениями модернизации является установка на наши самолеты новейших средств защиты, радиосвязи, навигации, радиолокационного оборудования и высокоточного оружия.

Эти работы в той или иной мере проводятся для всех боевых самолетов, имеющихся в распоряжении украинской армии. Например, еще в 2014 году ВСУ взяли на вооружение сразу 4 "учебно-боевые" модификации самолета Су-27.

Также летом прошлого года государственное предприятие "Одесский авиационный завод" представило собственный вариант модернизации самолета-разведчика Су-24 МР. Ставка делалась на повышение дальности обнаружения наземных целей, обеспечение соответствия средств навигации требованиям ICAO и стандартам НАТО, а также на возможность более оперативного получения разведывательной информации.

Реклама

Кроме того, украинские предприятия модернизируют истребитель МиГ-29 до варианта МУ1. Этот комплекс улучшений, помимо капитального ремонта каждого из самолетов, направлен на увеличение дальности обнаружения воздушных целей, улучшение точности выведения самолета в заданную точку и расширение возможностей контроля и регистрации параметров технического состояния самолета. Сейчас в армии находятся 10 таких самолетов — последняя машина прибыла в войска в марте 2019 года. 

Еще более существенной является модернизация МиГ-29 до варианта МУ2. Он уже предусматривает установку на истребителе современной системы управления вооружением, а также ракет "воздух-поверхность" и управляемых бомб. Модернизация МиГ-29 до варианта МУ2 происходит на мощностях Львовского авиаремонтного завода. По состоянию на январь 2019 года было известно как минимум об одном практически готовом к испытаниям экземпляре МиГ-29МУ2.
И, наконец, в начале апреля 2019 года, в распоряжение ВСУ поступил штурмовик Су-25, модернизированный до варианта М1К. В рамках этого варианта модернизации самолет получил капитальный ремонт, новый цифровой прицел, навигационное оборудование и улучшенную радиостанцию украинского производства. В результате такой модернизации повысилась точность навигации при полетах на любых высотах, а также точность бомбометания и стрельб по наземным целям.

Новый Су-25. Нас могут также интересовать средства навигации и радиолокации Boeing

Что могут они

Американская корпорация Boeing является крупнейшим мировым производителем авиационной, военной и космической техники. Больше всего на слуху пассажирские самолеты Boeing. Однако в "портфеле" компании есть и различная военная техника. 

Это, к примеру, известный во всем мире стратегический бомбардировщик В-52, состоящий на вооружении армии США с 1950-х годов, тяжелый транспортный самолет СН-47 Chinook, палубный самолет радиоэлектронной борьбы ЕА-18 Growler, а также экспериментальный самолет системы противоракетной обороны Boeing YAL-1. Этот самолет оснащен мощным бортовым лазером, способным уничтожать летательные аппараты противника.

Вряд ли украинскую армию заинтересовали бы стратегические бомбардировщики или палубная авиация, поскольку у нас такой авиации просто неоткуда взлетать. По словам военного эксперта Михаила Жирохова, украинская сторона не планирует закупать в США самолеты такого типа. В то же время, по словам члена комитета ВР по вопросам нацбезопасности и обороны Дмитрия Тымчука, американцы предлагали нам истребители F-15, которые, впрочем, достаточно сложны в эксплуатации и требуют серьезной подготовки экипажей. 

"Речь шла о закупке самолетов по тому принципу, как закупались противотанковые комплексы Javelin. То есть американское правительство выделяет нам средства, на которые и происходит закупка самолетов. Однако пока неизвестно, чем закончились эти переговоры", — уточнил Тымчук.

Разработчиком F-15 является не Boeing, а другая американская корпорация — McDonnel Douglas. 

Сейчас американская военная помощь продолжает носить преимущественно "нелетальный" характер — неделю назад в Украину прибыли 35 военных внедорожников Humvee, а в течение года ожидается поставка средств артиллерийской разведки, связи, радиоэлектронной борьбы, приборов ночного видения, медицинского оборудования, мобильной многофункциональной техники и летального оборонительного вооружения. Очевидно, это опять будут Javelin — о завершении переговоров по поводу поставок этих противотанковых ракетных комплексов президент Петр Порошенко говорил в конце марта.

Однако помимо самолетов и вертолетов, корпорация Boeing производит радиолокационное оборудование, средства навигации, а также управляемые и высокоточные средства поражения. Вот в этой сфере, считает Михаил Жирохов, сотрудничество с украинской стороной может оказаться вполне плодотворным.

"Речь может идти об адаптации оборудования западного производства к советской авиационной технике. Кроме того, американские технологии могли бы дать вторую жизнь авиационным боеприпасам советского производства", — заявил Михаил Жирохов.

Еще одним направлением сотрудничества между Украиной и корпорацией Boeing являются совместные космические разработки. По некоторым данным, эта тема стала едва ли не основной во время переговоров между Турчиновым и Прусински. Здесь заинтересованность совершенно обоюдная.

"Американцы усиленно ищут замену российским ракетным двигателям", — пояснил Михаил Жирохов.

Напомним, ранее было опубликовано видео, о том, как авиация ВСУ отработала воздушный бой. В Ивано-Франковской бригаде тактической авиации состоялись полеты самолетов-истребителей МиГ-29, во время которых летчики тренировались уничтожать противника в небе.