Прощание с "крестным отцом" украинской журналистики: каким был Олег Ныпадымка

11 февраля 2019, 13:02
Он был большим, веселым, любил жизнь и воспитал плеяду звезд журналистики

/ Фото: Сегодня

Сегодня на Байковом кладбище в Киеве попрощаются с Олегом Ныпадымкой — основателем и первым главным редактором нашей газеты. Ему был всего 61 год... Он трудился в "Рабочей газете", был заместителем главного редактора во "Всеукраинских ведомостях", в "Киевских ведомостях", руководил "Новой" газетой, был заслуженным журналистом Украины...

И внезапно ушел из жизни — остановилось сердце. Большое сердце прекрасного человека, организатора, руководителя, креативного, веселого, но умеющего быть и жестким, серьезным, словом, разного. Мы решили собрать воспоминания об Олеге Григорьевиче тех людей, кто его хорошо знал, работал с ним, в частности, в газете "Сегодня". Пусть он останется в нашей памяти навсегда остроумным, умеющим найти выход из нестандартной ситуации, иногда даже этаким гусаром... Таким О.Н. был.

Реклама

"Олега Ныпадымки больше нет... Ни поверить, ни осознать пока не получается. Ком в горле – у сотен журналистов Украины. Ведь для многих из нас он стал "крестным отцом" в профессии, – говорит главный редактор газеты "Сегодня" Ольга Гук. – Для меня тоже. Я пришла в наше издание сразу после университета. И, конечно, сразу же хотела писать большие материалы. Первый зам и большой друг Олега Григорьевича Валерий Выхованец, прочитав мой дебютный опус, распечатал его и понес Ныпадымке. Ужас и стопка коньяка застыли в венах... И вот САМ "О.Н." вызывает  меня в кабинет! И вручает распечатку с длииииинным комплиментарным посланием, воспринятым мной как профессиональное благословение. Конечно, наверняка Олег Григорьевич не столько пришел в дикий восторг от шедевра, сколько хотел поддержать "юного бойца". Но я храню эту распечатку до сих пор.  Никто из нас не подозревал, что спустя 10 лет я возглавлю газету "Сегодня". Часть той нашей команды до сих пор трудится в редакции! Много новых талантов пополнили ряды "сегодняшников". Но мы по прежнему сохраняем дружеский неформальный дух, который я застала тогда, в новорожденной "Сегодня".

Приглядывай там за нами! 

"Умер Олег Ныпадымка — первый редактор и вдохновитель газеты "Сегодня", лучшей, по моему мнению, за всю историю газетной журналистики, — написала телеведущая, генпродюсер телеканал Zik Наташа Влащенко. — Он обладал колоссальным профессиональным чутьем на талантливых людей: ему удалось собрать великолепный коллектив, многие из этих людей стали звездами в украинской журналистике. Именно в этой редакции был создан компьютерный цех, похожий на космическую станцию, именно здесь люди узнали, что такое набирать текст на компе и посылать мейлы. Человек-эмоция, Олег всегда был полон идей, радовался каждой нашей удаче. Каждый пустяковый провал считал личной трагедией.

Я была его замом, и у нас были разные отношения. Но всегда открытые и искренние. Искренне и навсегда ругались, искренне обнимались и мирились. И над всем этим сияла его знаменитая детская улыбка...

Реклама

Несколько дней назад Олег звонил: "Наташка, я на секунду". Как всегда, были в чем-то там не согласны друг с другом... Была очень занята, поговорили минут 10, и попросила перезвонить чуть позже... Не перезвонила. Уже не перезвоню.

Горько думать про его уход. В последние годы ему было тяжело. Он остался один среди всех нас 
— очень занятых людей. Спасибо за все, Олег! И, как написала твоя любимая Наташа Хоменко (впрочем, у тебя все мы были любимыми), приглядывай там за нами..."

Читайте также:

Реклама

Приказ №1

Со дня основания газеты в редакции издано множество приказов для внутреннего использования. Разумеется, был подписан в свое время Олегом Ныпадымкой и самый первый приказ. Причем приказ №1 посвящался... борьбе с пьянством, чем грешат многие журналистские коллективы. Приказ №1 категорически запрещал употреблять горячительные напитки в стенах редакции. Иначе можно было лишиться премии… 

И вот однажды вечером в кабинет редакторов криминального отдела Александра Ильченко и Александра Корчинского после сдачи номера заглянул главный редактор. Олег Григорьевич спросил о чем-то несущественном, а затем задал вопрос в лоб: 

"Ребята, у вас выпить есть?" "Ребята" переглянулись и ответили, что, мол, откуда, мы чтим приказ №1! Олег хмыкнул и спросил: "А кто подписал такой приказ?" Редактора ответили: "Да ты и подписал!" Ныпадымка: "Вот я его и отменяю, временно, только на этот вечер и только в этом кабинете! Так есть выпить?" Конечно, выпивка нашлась — и коньячок, и водочка, и даже винишко... Вот только с закуской было напряженно, обнаружилась лишь коробка конфет "Стрела". Но это не стало помехой. 

Поскольку после приема нескольких доз горячительного разговор в кабинете пошел громкий (о работе, конечно), на шум стали заглядывать другие редактора и журналисты. В итоге посиделки вышли славные, допоздна. Закрыл их Олег Григорьевич своим заявлением: "Все, приказ №1 вновь вступает в силу!" 

Кабалье

А уж эту легендарную историю об Олеге Григорьевиче, на наш взгляд, нужно рассказывать на факультетах журналистики. 30 июля 1998 года Монтсеррат Кабалье давала первый концерт в Украине. "Сегодня" договорилась об эксклюзивном интервью, но разговор с московским импресарио певицы, который сочувственно сообщил, что у примы после концерта сразу же поезд на Москву, заставил главного редактора Олега Ныпадымку и журналиста Лидию Денисенко прибегнуть к невероятному плану — "захватить" Кабалье в ее "президентском" вагоне (президент Леонид Кучма лично распорядился на время дать его примадонне). 

После провальной попытки поговорить с дивой на перроне киевского вокзала, двое экстремалов из "Сегодня" оказались в купе проводника того самого вагона. Обнаружили они свое присутствие, только когда поезд тронулся. Ни документов, ни паспортов у них с собой не было...

Завидев гостей, личная переводчица певицы потеряла дар речи, немая сцена повторилась и с ее секретарем. Используя все свое обаяние и красноречие, журналисты упросили дам переговорить с Монтсеррат. "У вас десять минут", — сообщили им и проводили к примадонне! "Вот это да! Вот это номер! Невероятно, но... я бы на вашем месте поступила бы точно так же!" — воскликнула Кабалье, когда Ныпадымка с коллегой вошли в ее купе. Десятью минутами интервью, конечно же, не обошлось и закончилось уже глубокой ночью на перроне в Бахмаче, где сошли журналисты.

Эту историю прима запомнила на всю жизнь. Через 20 лет в новом интервью "Сегодня" Монтсеррат скажет: "Со мной в вашем городе всегда происходили неожиданности! Лет 20 назад в вагон, в котором я ехала из Киева в Москву, влезли журналисты — они очень хотели интервью, так хотели, что пошли даже на то, чтобы в поезд сесть без документов, без ничего... Только когда поезд тронулся с места, показались — и я сдалась... 20 лет, как вы впервые напечатали мое интервью!".

Президент в приемной

Олег Григорьевич обладал тонким и очень своеобразным чувством юмора. Уже стала хрестоматийной его шутка, связанная с визитом в 1998 году в редакцию "Сегодня" тогдашнего президента Леонида Кучмы. После общения с нашими журналистами за круглым столом Леонид Данилович присел на место секретаря в приемной, чтобы кому-то срочно позвонить (мобильные телефоны тогда были еще не в ходу), и начал набирать номер. Увидев это, Ныпадымка сразу отреагировал: "Не знаю теперь, кто я такой, но у меня в приемной работает президент!".

 

Премия за критику

Вспоминает редактор отдела "Столица" Александр Марущак.

— Некоторые коллеги откровенно боялись Олега Григорьевича из-за его сурового вида и большой комплекции. Особенно если в кабинете внезапно звонил телефон и он вызывал кого-то к себе в кабинет на второй этаж. Помню, как однажды такой звонок раздался у меня. Я тогда год проработал редактором отдела "Столица". "Сань, срочно зайди ко мне!" — сурово сказал шеф. Бегу и думаю: что-то не так написали, тему недокрутили, ошибку допустили... капец, вызывает впервые...

Захожу в кабинет, там полумрак, шеф сидит за столом. "Привет, садись! Тут такое дело, Саня — я уже устал тебя защищать. Мне звонят какие-то чиновники, депутаты... Жалуются постоянно, что ты нашего мэра не любишь и беспощадно его критикуешь (тогда мэром Киева был Александр Омельченко). Сегодня вот позвонил от мэра один генерал и очень горячо просил тебя унять. Что будем делать, Саня?".

В кабинете повисла гробовая тишина, я лихорадочно думал, что ответить, но шеф в этот момент закурил и сказал: "Это показатель, Саня! Зайди в бухгалтерию и забери премию. И пожалуйста, продолжай в том же духе! Хорошо работаешь!".

Эту похвалу я запомнил на всю жизнь. С Олегом Григорьевичем мы работали и в созданной им газете "Новая", где я был его заместителем. За эти годы мы стали добрыми друзьями, часто общались. В январе этого года шеф внезапно прислал мне сообщение, небольшое, но очень личное и похоже на прощальное. Я позвонил ему и спросил, что это было. А он ответил, что просто искренне поблагодарил меня за дружбу: "Поверь, Саня, настоящих друзей много не бывает!" — сказал он. Он умел дружить, прощать обиды, признавать ошибки и быть искренним до конца, на все сто процентов. Мы в который раз посмеялись о его нелюбви к собственному дню рождения — 21 января, когда умер Ленин...

Читайте также:

Узнавали по запаху парфюма

А вот что запомнилось Ирине Ковальчук — ныне редактору отдела "Мир" в газете "Сегодня".
— Мое знакомство с Олегом Григорьевичем произошло на ступеньках еще только формирующейся редакции газеты "Сегодня". В холле лежал какой-то строительный мусор, с потолков свисали провода, пахло краской, а большой представительный мужчина в очках с красивой оправой со словами: "Вот здесь будет создаваться лучшая газета в стране", можно сказать, провел собеседование и умчал по своим делам. 

Олег Григорьевич притягивал к себе хороших людей. Само собой — профессионалов, но благодаря их человеческим качествам всему коллективу работалось легко и весело. Эти профессионалы, бывающие в кабинетах министров (а то был период конца 1990-х — начала 2000-х) и берущие интервью у звезд мирового уровня, никогда не ставили себя выше операторов, которым на то время я была, дизайнеров и даже нашего завхоза. Для любого из нас всегда была открыта и дверь кабинета Олега Григорьевича, к которому можно было зайти со своей идеей либо просьбой. Его всегда ждали в редакции и определяли, когда шеф на месте, по запаху его любимого парфюма. С момента, как по коридору растекался этот приятный запах, его кабинет заполнялся сотрудниками. Эта атмосфера сохранилась до сих пор, уже без Олега Григорьевича.

Возможность написать статью предоставлялась всем. Если у тебя есть талант и тем более желание — дерзай, а старшие товарищи (редактора отделов) подправят твои неточности, но не выкинут в корзину начинания. Наверное, благодаря этому из стен редакции "Сегодня" вышло так много ныне известных журналистов, ведущих, политологов, редакторов других изданий. Олег Григорьевич очень многим, в том числе и мне, дал путевку в этот, казалось бы, неприступный журналистский мир...

"Думал, Кличко тебя увалит"

Главред приложения "Спорт Сегодня" Алексей Пономаренко: — Когда рождался "Спорт Сегодня", мы пару недель расклеивали "забор" в кабинете Олега Григорьевича вариантами обложки и названия. Креативили-креативили, но он: "Надо еще подумать..." Новый спортивный еженедельник по понедельникам. Первая "дочка" газеты "Сегодня". Ну конечно! "Спорт Сегодня? О, наконец-то. Да!" — улыбнулся Ныпадымка. 

Плюс-минус двадцать лет назад, память выносит какие-то эпизодики... Вот он провожает из своего кабинета начинающих профи-боксеров братьев Кличко, мы делали с ними интервью в редакции. Ныпадымка подходит ко мне — и тихо: "Когда ты задал ему вопрос про (не помню про что), я думал, он тебя увалит. Молодец, хороший вопрос!". 

Редакционный корпоратив где-то, который заканчивается у Олега Григорьевича дома. Я залип у его книжной полки на шикарном иллюстрированном издании "Импрессионисты". Он подходит: "Да идем уже! Возьмешь домой, там досмотришь" — и кладет книгу в мой рюкзак.

Вот в редакции на интервью Александр Волков, он рассказал, что решил создать в Украине свой баскетбольный клуб — БК "Киев". Ныпадымка ему в конце: "Саша, если чем можем помочь, обращайтесь". Волков: "Ну нам в клуб нужен пресс-атташе" — и поворачивает голову в мою сторону. Ныпадымка: "Не-е-е-е-т! Ищите! Лешу не отдадим!".

Воспоминания — эгоистичные, про себя. Но они про его поддержку. Спасибо, Олег Григорьевич. Большой, дерзкий и душевный".