Работа над образованием: Академия ДТЭК провела вторую стратегическую сес­­сию

16 декабря 2017, 11:00
Повышение качества обучения — основная цель экспертов

В Академии ДТЭК прошла вторая стратегическая сес­­сия, в ходе которой об­­суждали предложения по повышению качества образования, а также трансформацию системы государственного надзора (контроля) в систему обеспечения качества образования. И если в первой сессии участ­­вовали только представители Гос­­инспекции и специалисты Академии ДТЭК, то в этот раз, для выявления проблем в сфере образования и поиска инструментов для их решения, к ним присоединились участники образовательного процесса: от представителей школ и учебно-воспитательных комплексов до руководителей ву­­зов из разных регионов Украины.

Во время встречи собравшиеся постарались определить основные принципы политики взаимодействия между будущей Госслужбой качества образования и учебными заведениями и найти способы перспективного сотрудничества.

Реклама

Учебным заведениям объяснили суть и правила реформ

В первом блоке выступила руководитель департамента по работе с внешним рынком Академии ДТЭК Татьяна Шерман: она объяснила, зачем системе образования новая служба качества.

"Академия ДТЭК, которая системно работает над адаптацией образования Украины, в этот раз выступает как посредник, не ангажированный ни одной из сторон. Такой посредник поможет достичь плодотворного взаимодействия между учебными заведениями и контролирующими органами, поспособствовав созданию новых партнерских отношений между сторонами", — говорит Татьяна Шерман.

По ее словам, благодаря предыдущей встрече уже удалось найти ответы на многие вопросы, касающиеся видоизменения Госинпекции в службу качества. Но если тогда в вопросе старалась разобраться только одна сторона будущего тандема, то в процессе данного мероприятия важно выявить видение других участников процесса.

Реклама

Далее слово взял фасилитатор, руководитель Института внутренних тренеров и экспертов ДТЭК Олег Шаповалов. Он рассказал о мировых трендах и тенденциях в сфере образования, способах оценки учебных заведений и перспективных инструментариях, которыми уже пользуются в развитых странах. После этого участники обсудили, какие нормы прошлого послужили причиной нынешнего состояния образования, и описали успешное совместное будущее. Собравшиеся эксперты понимали остроту поставленной проблемы, поэтому активно старались достичь взаимопонимания по ключевым вопросам сотрудничества. А одной из самых оживленных стала тема, чего ждут учебные заведения от будущей Государственной службы качества образования.

Выступления. Каждый мог объяснить свое видение способов оценки

Реклама

Ставили вопросы и строили макет будущего

Естественно, многие вопросы, поднятые на сессии, оказались не такими уж простыми — ведь поднимались проблемы, которые на данный момент существуют в учебных заведениях и мешают любому реформационному процессу. В частности, отсутствие связи "преподаватель — студент", низкая ответственность детей и родителей за получение образования, плохое материальное обеспечение учебных заведений, отток перспективной молодежи на учебу за границу, противоречия и неопределенность требований работодателей и т. д.

Кроме того, вопросы у участников вызвало осуществление госнадзора и контроля в сфере образования в соответствии с законом, а также принцип, по которому будет проводиться консультативная помощь учреждениям в вопросах качества образования. Также среди блоков и противоречий, которые могут помешать достичь поставленных целей, участники отметили следующие: неготовность к изменениям многих участников образовательного процесса, несовершенство законодательства, отсутствие должного количества квалифицированных кадров и др.

Очертили участники сессии и несколько первоочередных задач.

"Одна из задач — внедрение институционального аудита как одного из инструментов внешней системы обеспечения качества образования. Его цель — оценка качества образовательной деятельности учебного заведения и выработка рекомендаций. Эффективность проведения институционального аудита будет зависеть от разработанных критериев, правил и процедур оценки качества образования", — объясняет председатель Государственной инспекции учебных заведений Украины Руслан Гурак.

Мозговой штурм. Были подняты проблемы, мешающие реформам

Ожидания школ и вузов

Несмотря на большой объем предстоящей работы, участники сессии все же обозначили несколько первоочередных шагов, необходимых для преодоления противоречий.

"Во-первых, это формирование нормативно-правовой базы, в частности подзаконных актов, которые будут регулировать работу будущей службы качества образования в проведении институционального аудита учебных заведений. За этим должно следовать неотложное формирование требований и критериев для оценки внутренних систем обеспечения качества образования в учебных заведениях, — резюмировали участники обсуждения. — Также необходимо сформировать требования и критерии к общественным профессиональным организациям, которые будут проводить независимую общественную аккредитацию учебных заведений".

НЕРАВНОДУШНЫЕ ЭКСПЕРТЫ."Стратсессия выдалась очень активной. Это свидетельствует о неравнодушии отечественных экспертов к будущему образования Украины. Мы увидели готовность участвовать в изменениях, привносить в наши школы и университеты новые прогрессивные методики. Академия ДТЭК, со своей стороны, будет продолжать способствовать этому процессу в сотрудничестве с новой Госслужбой качества образования. Впереди у нас запланирован ряд совместных мероприятий и проектов, в которых мы разработаем четкую концепцию взаимного сотрудничества участников данного процесса", — отметила Татьяна Шерман.