Тарифы и сервис на железной дороге: как пассажиру отстоять свои права

28 сентября 2015, 09:13
Пассажиры жалуются на грязь и духоту в вагонах, а юристы советуют идти в суд

ЖД. По оценкам экспертов, износ подвижного состава «Укрзализныци» ставит под угрозу перевозки. Фото ТАСС

"Укрзализныця" оказалась в эпицентре скандала: на днях журналисты обратили внимание, что проводники в поездах выдают пассажирам грязное постельное белье. Ответ УЗ на запрос СМИ оказался неожиданным: "В связи с нестабильной экономической ситуацией в 2014 году, Львовская железная дорога недополучила запланированные поставки постельного белья", — заявили в ведомстве. 

Низким качеством услуг в поездах УЗ уже давно никого не удивишь. Но зачастую вместо того, чтобы прислушиваться к жалобам пассажиров и совершенствовать услуги, "Укрзализныця" регулярно совершенствует тарифы. К тому же, по словам экспертов, ведет непрозрачную политику в сфере госзакупок. Что нужно знать о своих правах, став клиентом УЗ, разбиралась "Сегодня".

Реклама

ПРЕТЕНЗИИ. Жалобы на качество сервиса буквально захлестнули официальный сайт "Укразализныци". "Полнейшее беззаконие и беспредел, — негодует пользователь Александр. — Неработающая вентиляция и кондиционирование. Четыре открытые форточки на весь вагон, термометры сняты специально, духота доводит людей до предобморочного состояния! При этом проводник разрешает отдельным пассажирам курить в туалете, своем купе и тамбуре". Пользователь Евгений добавляет: "Как можно везти людей на отдых и с отдыха в вагонах, где постоянная грязь? Туалеты дезинфекции не видели, наверное, лет 10! Сколько можно издеваться над людьми!?" — жалуется пассажир Валентин.

ПРАВА. Правила перевозок по железной дороге есть в свободном доступе, но знают их далеко не все пассажиры. Так, в правилах указано, что средства гигиены в санузлах должны быть в наличии обязательно. Что касается постельного белья, то пассажир имеет право даже просить у проводников расстелить ему постель, а после поездки не сдавать белье и не убирать его за собой. Курить или не курить в украинских поездах — не вопрос для обсуждения, а законодательный запрет: проводники обязаны пресекать попытки пассажиров перекурить в тамбуре или туалете. Кроме того, можно воспользоваться рядом бесплатных услуг — например, если пассажир проехал свою станцию или перепутал поезда, то вернуться в пункт назначения он может бесплатно. Даже сесть в вагон можно без билета, если он вдруг остался дома: нужно только попросить кого-то из знакомых, чтобы в течение часа после отправления поезда он предъявил билет начальнику вокзала. А уже он сообщит начальнику поезда, что его пассажир — не заяц.

ИЗНОС. Эксперты говорят, что проблемы в "Укрзализныце" зрели уже давно. "Мы все эти годы "проедали" запас, который достался нам от СССР. "Укрзализныця" очень мало средств инвестировала в обновление парка и инфраструктуры, — рассказывает "Сегодня" директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. — В результате износ вагонов превышает 85—90%, а говорить о приемлемом уровне качества и вообще о выполнении самой функции перевозки — проблематично. Чтобы исправить ситуацию, "Укрзализныце" необходимо искать пути взаимодействия с частным капиталом, потому что самостоятельно решить свои проблемы она не в состоянии".

Реклама

Экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава добавляет: первым делом выделять деньги на покупку подвижного состава должно именно государство, ведь инвесторы на рынок железнодорожных перевозок идут неохотно. "Например, в Испании правительство ежегодно тратит на пассажирские перевозки и подвижной состав более 5 млрд евро. В Германии эта сумма варьируется от 7 до 12 млрд евро. А у нас — ничего", — говорит Кава. В Министерстве инфраструктуры нам подтвердили: денег на подвижной состав из госбюджета ведомство в прошлом году действительно не получало: "Как и за все годы независимости", — уточнили в пресс-службе. 

ЗАЩИТА. Впрочем, для того чтобы научить проводников добросовестно выполнять свои обязанности, особых капиталовложений не требуется. "Пассажирам нужно учиться защищать свои права, — говорит Вовк. — Если они видят неадекватный уровень сервиса, есть достаточно механизмов, чтобы требовать нормального обслуживания — вплоть до судебных исков. Ну а если ничего не требовать, то ничего и не изменится".

Юрист Максим Щербатюк советует украинцам активнее защищать свое право на качественный сервис. В свое время он сам выиграл суд у монополиста. "Самое главное — доказательная база. Половина дела будет сделана, если нарушение будет зафиксировано, — делится Щербатюк. — Ну а здесь все зависит от находчивости самого пассажира: он может снять все на видео, сфотографировать или привлечь в свидетели других пассажиров. Если пассажир травмировался в вагоне, например, из-за некачественных сидений, то травмы необходимо зафиксировать, пройдя медосмотр. После сбора всех доказательств можно обратиться в отдел качества и контроля УЗ. Больших шансов найти там понимание нет. Но вероятность того, что проблема будет решена, все же существует. К тому же, нужно обратиться с запросом к УЗ, чтобы получить хоть какой-то ответ, потому что в суде обязательно спросят, обращался ли истец в УЗ. После получения письменного ответа и при наличии доказательств, можно использовать закон "О защите прав потребителей" и идти в суд".

Реклама

КОНКУРС. В УЗ "Сегодня" рассказали, что работают над новой системой пассажирских перевозок. "Следующим летом для пассажиров, которые путешествуют из крупных городов, будет запущено 16 региональных поездов по новым маршрутам. Будет изменен интерьер салонов и установлены системы кондиционирования", — пообещали в пресс-службе предприятия. Для повышения уровня сервиса здесь проведут конкурс начальников поездов. "Основные требования: высшее образование, стрессоустойчивость, а для фирменных и международных поездов — знание иностранных языков. В дальнейшем конкурс будет объявлен для проводников и билетных кассиров".

Эксперты: "Тарифы уничтожают украинский бизнес"

Ничего не делая для улучшения качества услуг, "Укрзализныця" (УЗ), тем не менее, систематически повышает тарифы на грузоперевозки. Так, только в 2015 году цены поднимались уже дважды: сначала в январе на 30% для всех грузов и на 10% — на перевозку угля, а потом в марте — тариф на перевозку угля тоже довели до 30%. В мае была предпринята еще одна попытка поднять тариф на 25%, но Госрегуляторная служба ее заблокировала. "Индексация тарифов необходима для частичной стабилизации финансового состояния отрасли, принимая во внимание рост цен на ГСМ", — оправдываются в УЗ. Это было бы справедливо — если не учитывать, что последние 10 лет стоимость грузоперевозок в долларовом эквиваленте выросла на 90%, а стоимость нефти марки Brent — мирового индикатора тарифов на топливо, — хоть и упала, но из-за девальвации гривни все равно стоит на 60% больше.

В первую очередь, из-за повышения тарифов страдают промышленность и бизнес. А ведь именно промышленность обеспечивает самые крупные поступления в бюджет — то есть от ее состояния зависит благосостояние украинцев. "Рентабельность металлургической промышленности сейчас близка к нулю либо вообще отрицательная. Любое увеличение себестоимости в одностороннем порядке, без учета реальной экономической ситуации, может привести к остановке предприятий", — пояснил "Сегодня" глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький.

К тому же эксперты не видят реальных предпосылок для увеличения тарифов. "Когда в этом году УЗ поднимала тариф на грузоперевозки, были хоть какие-то причины, чтобы этот рост обосновать. Да, был скачок курса доллара, а целый ряд статей закупок УЗ — долларовые. Но за последние 6 месяцев курс доллара относительно стабильный, — говорит Сергей Вовк. — УЗ удалось реструктуризировать значительную часть своей задолженности перед внутренними кредиторами, и таким образом освободить значительную часть средств. Кроме того, в момент предыдущего повышения никакого инвестирования в подвижной состав бизнес не ощутил. Поэтому говорить о следующем повышении тарифов неправильно и неконструктивно: это будет просто удар по бизнесу, который и является основным клиентом УЗ".

Эффективность тендеров УЗ также оставляет желать лучшего, считают эксперты. Так, в июле в СМИ прогремел скандал, когда УЗ договорилась о закупках дизтоплива по цене выше рыночной — 17 350 грн/т (около $530), в то время как бизнес закупал ДТ по цене ниже $490! При объеме потребления топлива УЗ, такая разнице в закупочной цене выливается в $10 млн в год. В УЗ уточняют: "В июне 2015-го наш тендер выиграла компания, предложившая самую низкую цену. Сейчас это 16,5 тыс. грн. А в последнем августовском тендере победила цена 15,8 тыс. грн, и топливо уже поставляется". Впрочем, по прогнозам экспертов, цену могут пересмотреть, но не факт, что в сторону понижения.