Тесты и работа с нарушителями: как психологи могут повлиять на ситуацию с ДТП

15 ноября 2018, 11:59
Подобные инициативы – не попытка ввести дополнительный контроль, а лишь повлиять на ситуацию с аварийностью

Фото: pixabay.com

В Украине нужно проводить комплексную работу психологов со всеми участниками дорожного движения, а особенно с теми, которые регулярно нарушают ПДД. Требуют помощи психологов и пострадавшие в ДТП. Об этом в комментарии сайту "Сегодня" рассказал секретарь Национальной психологической ассоциации Олег Бурлачук.

По его мнению, начинать такую работу нужно с момента получения будущими водителями прав на управление автомобилем.

Реклама

"Во время прохождения медкомиссии перед получением прав психолог сможет проводить скрининговый психологический тест, который с высокой вероятностью сможет указать на наличие отклонений. Это не будет диагнозом, но предпосылкой, чтобы направить человека на более глубокую диагностику", – считает Бурлачук.

Кроме того, как считает специалист, важно работать со злостными нарушителями ПДД.

"В мире существуют корректировочные программы или программы превенции для работы с водителями-нарушителями. К примеру, водитель часто нарушает – превышает скорость или проезжает на запрещенный сигнал светофора. Если эти факты фиксирует полиция, этот водитель не просто платит штрафы за каждое нарушение, но и собирает баллы. Если он набирает определенное количество баллов, у него забирают права и его направляют на принудительное медико-психологическое исследование. В рамках этого исследования он проходит программу коррекции поведения. Коррекция состоит из превентивных тренингов, в рамках которых водитель учится контролировать свое поведение. В основном, это касается тем агрессии, злоупотребления алкоголем. Такие программы, чаще групповые, существуют давно, а в качестве превентивных мер по снижению рецидивов у водителей активно используются в Европе последние 15 лет, когда психология транспорта (traffic psychology) выделилась в отдельное отраслевое направление. И за это время программы доказали свою эффективность. Программы превенции в странах ЕС помогаю снижать количество повторных нарушений на 40%", – подчеркнул эксперт.

Отдельного внимания заслуживают так называемые "профессиональные водители", которые управляют маршрутками, троллейбусами и автобусами. По мнению специалиста, необходимо каждое утро оценивать не только физическое самочувствие этих водителей, но и их психологическое состояние.

"Это зона отдельного внимания. Важно следить за состоянием таких водителей каждый день, ведь они отвечают не только за свою жизнь, а и за жизнь других людей. При этом нужно ответственно относится к этому вопросу, а не проставлять печати, выпуская на маршруты всех подряд. Хорошо было бы, если бы в каждой компании, которая занимается перевозками, психолог работал бы совместно с врачом и, помимо общего медицинского осмотра, оценивал бы психологическое состояние водителей. Важно понимать, что, в первую очередь, это было бы выгодно самим перевозчикам. Здоровые и адекватные водители меньше бы создавали каких-либо ЧП и экономили бы владельцу компании деньги", – считает Бурлачук.

Не стоит забывать и о людях, которые пережили ДТП. Некоторые из них требуют психологической помощи после стрессовой ситуации.

Реклама

"Сегодня в Украине существует Ассоциация жертв ДТП. Есть подобные организации и в мире. Но, учитывая количество аварий, которые проходят в нашей стране, и количество людей, которые в результате ДТП травмируются или просто становятся их участниками, неплохо было бы, чтобы таких организаций было бы больше, и они сотрудничали с государством", – говорит Бурлачук.

При этом, по мнению специалиста, не стоит относится к подобным предложениям по комплексной работе психологов с водителями на разных этапах как к дополнительному контролю или как к попытке усложнить жизнь автомобилистам. Главная задача таких инициатив – не наказать всех водителей, а скорректировать поведение относительно небольшой группы автомобилистов, которые потенциально могут совершить основной процент ДТП. Наряду с другими прогрессивными мерами это поможет добиться желательного снижения аварийности и смертности на украинских дорогах.

Напомним, полиция озвучила жуткую статистику ДТП на украинских дорогах.   Так, с 1 января по 1 октября 2018 года на автодорогах Украины произошло  108 070 аварий . В ДТП  погибли 2 266 человек , а  22 394 – получили травмы. При этом самыми распространенными причинами аварий стали нарушение правил маневрирования и превышение скорости.

Ранее эксперт Олеся Холопик рассказала в комментарии сайту "Сегодня", почему важно пристегиваться ремнем безопасности, находясь в автомобиле.