В Украине – дефицит денег "на взятки"

25 октября 2017, 07:44
Правоохранители рассказали, что коррупционеры расхватали все деньги, выделяемые на фиксацию неправомерных выгод

Фото: архив "Сегодня"

В Украине с начала года зарегистрировано 7900 фактов коррупции. Такую цифру во вторник озвучил генпрокурор Юрий Луценко. В то же время борцы с мздоимством столкнулись с необычной проблемой. Нечистые на руку граждане в условиях инфляции требуют многотысячные взятки, а у силовиков дефицит денег, выделяемых государством для фиксации преступлений. "Сегодня" заглянула за кулисы борьбы с коррупционерами.

Муляж взяточнику

Зачастую силовикам приходится изощряться, чтобы найти нужную сумму.

Реклама

"Недавно у меня был случай, когда гражданин заявил, что у него требуют взятку в размере нескольких тысяч гривен. Начался процесс документирования. Деньги для этого были взяты из фонда других силовиков. Но по всем документам эта сумма проходила как личные деньги потерпевшего. После того, как суд вынесет приговор, деньги будут возвращены силовикам, у которых мы их брали. Пока же эта сумма — вещественное доказательство", — рассказала нам прокурор одной из региональных прокуратур.


Правоохранители подтверждают наличие дефицита спецденег.

"В условиях жуткого дефицита таких денег наши коллеги из МВД даже иногда просят пострадавшего, если у того есть такая возможность, предоставить под гарантию возвращения свои деньги для документирования преступления. Хорошо это или плохо, но такое есть, — говорит прокурор ГПУ Владислав Куценко. — Если такое происходит, то переписываются номера каждой взятой у гражданина купюры. Такие деньги метятся. Но, конечно, на подобные мероприятия по закону деньги выделяются и государством, правда, не всегда в достаточном количестве. Известно о случаях, когда часть денег — настоящие, а часть — нет. Использование муляжей вызвано дефицитом таких денег".

По данным ГПУ, после проведения всех действий, меченым деньгам можно частично вернуть прежний вид с помощью химреактивов. Впрочем, в финансовых учреждениях нам рассказали, что хотя по закону такие деньги и считаются платежеспособными средствами, но кассиры зачастую воздерживаются их принимать.

Не все попадаются

В свою очередь взяточники стали действовать изощреннее.

Реклама

"Был случай, когда чиновник одной из райадминистраций при получении взятки взял деньги, схватив их листом бумаги, на пальцах не осталось спецвещества. В итоге чиновник заявил в суде, что от принесенной взятки отказался. К сожалению, он получил оправдательный приговор", — сказали нам правоохранители.

Высокопоставленный сотрудник органов в отставке на условиях анонимности рассказал "Сегодня", что в прошлые годы все было еще сложнее.

"Тогда в бюджете страны не предусматривалось отдельной строкой выделение средств на эти цели, — говорит эксперт. — И в бюджете, допустим, МВД, такого не было. Взять деньги со статей, предназначенных на оперативные расходы, тоже было очень проблематично. Во-первых, этих денег выделялось вообще немного. Во-вторых, там были засекреченные статьи, конкретно направляемые на определенные цели, например, на оплату агентуры, на расходы, связанные с криминальной разведкой (на профессиональном сленге именуемой "семеркой" — по старому номеру отдела, или наружкой) и так далее. Изъять оттуда деньги на другие цели почти нереально. Мы в МВД не раз ставили этот вопрос перед правительством и однажды даже дело вроде сдвинулось с места, были даны определенные поручения разным ведомствам, но в итоге все уперлось в позицию финансистов и заглохло".

По словам эксперта, еще одна проблема с такими деньгами — меченые купюры, использовавшиеся для реализованной силовиками взятки, до суда становились вещественными доказательствами и хранились в органах. А следствие могло длиться годами, как, впрочем, и сейчас. Затем годами мог идти суд, затем апелляция, кассация... Так что силовики, отдавшие меченные купюры "в дело", которые удалось где-то заполучить, не могли толком сказать, когда вернут их обратно. А если через несколько лет после суда удавалось заполучить спецденьги, то купюры оставались мечеными и в оборот их пускать было нельзя. Их передавали в Нацбанк для утилизации, взамен должны были напечатать новые. Все это очень затягивало процесс.