В украинских школах будут изучать войну и Евромайдан

21 марта 2015, 08:50
Готовят методички и доппараграф. Эксперты: события должны "остыть"

Революция. События на Майдане включили в учебную программу / Фото: Сергей Николаев

Украинские старшеклассники уже со следующего года будут изучать дополненную историю Украины: в программу включат события на Майдане и военные действия на Востоке. МОН уже позаботилось о создании "дополнительных учебных материалов о революции и российско-украинской войне", а 13 марта отчиталось о готовности методичек. "Рабочая группа разработала для учителей методическую брошюру объемом около 40 страниц, а для учеников 11-х классов — дополнительный параграф по истории Украины, объемом около 25 страниц", — отчитались в ведомстве. В МОН заявляют, что и методичка, и параграф разработаны специально с большим количеством визуальных материалов, фото и таблиц: это должно мотивировать учеников к активному обсуждению материала. Сами методички уже готовы к печати, и в МОН обещают презентовать их в ближайшее время. В скором времени собираются начать и печать учебников, чтобы доставить их в школы к новому учебному году. Издавать будут без денег из госбюджета: при поддержке неравнодушных волонтеров. Будет и онлайн-версия на сайте МОН.

ЭКСПЕРТЫ. Политологов и историков в инициативе МОН смутила терминология: на официальном сайте ведомства указан термин "российско-украинская война". "С исторической точки зрения, это неправильно. На данный момент официально Украина не признала конфликт войной, а РФ войну нам не объявила. Такой термин можно использовать только в разговорах", — говорит историк Ярослав Тинченко. Согласны с ним и политологи. По их мнению, создавать новые учебники о войне и Майдане еще рано. "Любые исторические события требуют "остывания". Наименования важны как в политике, так и в истории. Если это АТО, то такие формулировки вызовут только вопросы или споры в обществе", — говорит политолог Вадим Карасев.

Реклама

ШКОЛЫ. В самих школах, не дожидаясь МОНовских методичек, уже обсуждают с учениками последние события. "Я проводила беседы с учениками для того, чтобы услышать их мнение, стараясь не навязывать свое, — рассказывает учитель истории одной из школ Закарпатской области Яна Шулевка. — Дети должны уметь формировать свое видение ситуации, не поддаваясь влиянию". Но среди родителей есть и несогласные с таким воспитанием. "Во время революции я обсуждал эту тему с учениками, анализировал, что отстаивают украинцы на Майдане. Давал задания домой, чтобы дети могли обсудить происходящее с родителями, — рассказывает Назар Кецко, учитель истории одной из школ в Дубно Ровенской области. — Некоторые родители в тот же день начали говорить, мол, мы "зомбируем" детей: среди них были сторонники экс-власти. Освещать эти темы в образовании надо, ведь современная история происходит на наших глазах: в каждом городе есть свои герои".

Переселенцы находят вузы и школы

Через два месяца закончится учебный год, который многие переселенцы с Донбасса провели не в своих родных школах и вузах. Большинство признается: найти учебное заведение сложно, но к новому месту привыкаешь быстро. "Долго искали школу: я хотела, чтобы дочери учились в одной. Нам пошли на встречу в одной из столичных гимназий, несмотря на то, что и седьмой и второй класс там уже были набраны, — рассказывает Ирина, переселенка из Донецкой области. — Боялась, что возникнут проблемы с украиноязычной программой, но дети очень легко адаптировались — мы сразу привыкли". С вузами же ситуация чуть иная. "Когда пришлось переводиться, оказалось, что в Киеве около 6 вузов предлагают обучение по моему профилю: в двух не было заочного, еще в двух — стоимость намного выше. В итоге выбрала НАУ, а вот в самом вузе, кроме академразницы в 10 предметов, никаких сложностей не было", — рассказывает Дарья Златьева, ранее учившаяся в ДонНУ.