Как атакуют Курченко

14 марта 2013, 09:51

Актуально

Против президента футбольного клуба "Металлист" и акционера компании ВЕТЭК Сергея Курченко развернулась информационная интернет-война. Заказчики пока остаются в тени.

Основатель Восточно-европейской топливно-энергетической компании (ВЕТЭК) и новый владелец харьковского "Металлиста" Сергей Курченко всего за пару месяцев стал едва ли не самым популярным бизнесменом в украинском интернет-пространстве. По оценке эксперта по оптимизации сайтов Дмитрия Еремина, к настоящему моменту в сети размещено до трех тысяч ссылок, дублирующих тексты с обвинениями в адрес бизнесмена. Активность, с которой в интернете продвигается негатив, свидетельствует об информационной атаке на Курченко.

Реклама

Признаки атаки

Курченко попал в "объектив" украинской прессы совсем недавно, в конце 2012 года, после покупки у Александра Ярославского футбольного клуба "Металлист". Несмотря на то, что публичной фигурой Курченко стал буквально только что, Google по запросу "Сергей Курченко" уже выдает около 300 000 результатов. Для сравнения: по запросу "Игорь Еремеев", владелец холдинга "Континиум", одного из крупнейших на отечественном топливном рынке, тот же Google выдает немногим больше. Хотя господин Еремеев ведет свой бизнес уже не первый десяток лет, а компании, входящие в круг его интересов, периодически выигрывают крупные государственные тендеры на поставку топлива таким гигантам, как "Укрзализныця".

Откуда же такой высокий рейтинг материалов о Сергее Курченко? Политолог Андрей Латынин уверен – налицо все признаки информационной атаки на бизнесмена.

Первым признаком такой кампании всегда является искусственно повышенный интерес прессы к какой-либо теме. Курченко ведет бизнес на украинском энергетическом рынке с 2009 года. И хотя он не был фигурой публичной, не был и засекречен. Упоминания о группе компаний "Газ Украина", с которой связывают Курченко, в прессе можно было найти и два года, и год назад. "Газ Украина", как и многие другие малоизвестные широкой общественности бизнес-структуры, участвовала в тендерах, торговала сжиженным природным газом и нефтепродуктами. Но до недавнего времени ни у кого не возникало желания провести расследование "кто такой Сергей Курченко". Очевидно, что к работе компании у журналистов на тот момент вопросов не возникало.

Реклама

Впрочем, эксперты отмечают: сам по себе высокий интерес со стороны прессы еще не является прямым доказательством информационной атаки. В интернет-войне всегда должна быть заинтересованная сторона и технические исполнители, которые отвечают за популяризацию негативных материалов.

Законы жанра

По мнению политолога Латынина, атака на Сергея Курченко – классический пример того, как ведут информационные кампании против бизнеса. Здесь нетрудно найти и заинтересованные стороны, и исполнителей.

Политолог уверен: заказчиками, скорее всего, выступают конкуренты Курченко. "Логично предположить, что появление явно скоординированного негатива в отношении Курченко в СМИ может быть вызвано реакцией традиционных крупных игроков энергетического рынка на появление нового амбициозного и успешного игрока", – предполагает Латынин.

Действительно, наиболее вероятная причина – столкновение бизнес-интересов. По законам жанра это неизбежно, когда на арену выходят новые политические или экономические игроки. И если проследить за становлением предпринимателя Курченко, можно заметить: его бизнес попал именно в такую историю.

В тренде
Не защитят ни маски, ни перчатки. Комаровский раскрыл главный путь распространения COVID-19
Фото: YouTube, Евгений Комаровский
Реклама

Когда несколько лет назад житель Харькова создавал одну из своих первых компаний, чтобы торговать сжиженным газом, интереса это не вызвало. Тогда основные игроки отечественного рынка углеводородов смотрели исключительно в сторону рынка нефтепродуктов. Газ же считался топливом непопулярным как среди трейдеров, так и у автомобилистов. Однако бензины и дизельное топливо постоянно дорожали, автолюбителям пришлось искать альтернативу. Ею стал сжиженный природный газ,  передвижение на котором сегодня обходится на 45-50% дешевле, чем, например, на А-95.

Бум на рынке автогаза позволил Сергею Курченко достаточно быстро сформировать первичный капитал. И бизнесмен задумался о реструктуризации своего бизнеса. В частности, Курченко решил собрать в одну компанию все  профильные активы, которые специализируются на энергетике. Не так давно было объявлено, как будет называться новый холдинг – Восточно-европейская топливно-энергетическая компания (ВЕТЭК). Компания объявила о том, что намерена придерживаться принципов прозрачности бизнеса и публичности. Чем осязаемее становился бизнес Курченко, тем больше внимания конкурентов он привлекал. Судя по всему, некоторые участники рынка сделали для себя вывод: Курченко – та сила, с которой уже нужно что-то делать.

Начали появляться первые негативные материалы о бизнесмене. "Независимые журналистские расследования" подкреплялись необычно большим количеством перепечаток на малопосещаемых сайтах исключительно для продвижения негатива в поисковых системах. На правах рекламы размещались баннеры со ссылкой на негатив. Понятно, что все это требует расходов.

Без документов

Еще одним подтверждением информационной кампании против Курченко может служить и отсутствие хотя бы минимального документального подтверждения публикуемого в интернете компромата.  Некоторые СМИ сообщали о проблемах бизнеса Сергея Курченко с прокуратурой Харьковской области после запроса в ведомство народного депутата Украины от фракции ВО "Свобода" Юрия Сиротюка. Но из официального ответа прокуратуры стало известно, что никаких нарушений в деятельности компаний Курченко не обнаружили. При том, что к проверке привлекались министерства финансов, энергетики и угольной промышленности, инфраструктуры Украины, а также Государственные налоговая и таможенная службы, Антимонопольный комитет Украины, Государственная финансовая инспекция. Участвовали в проверке и министерство внутренних дел, и Служба безопасности Украины. Хотя обвинения депутатского запроса не подтвердились, он стал частью кампании по дискредитации Курченко.

Реклама

Его бизнес неоднократно пытались обвинить в контрабанде топлива в Украину. На эту тему неизвестными авторами даже был снят ролик, который был размещен на YouTube. Однако кроме депутата Сиротюка с его запросом никто не обращался ни в налоговую службу, ни в прокуратуру. Никаких документов, подтверждающих, что какая-либо компания, связанная с харьковским бизнесменом, нарушала законы при ввозе углеводородов на территорию страны, СМИ не публиковали. Из официального ответа прокуратуры следует, что "Газ Украина" никакого отношения к контрабанде топлива не имеет.

Действие и противодействие

Подсчитать, какой урон нанесла информационная война бизнесу Сергея Курченко, достаточно трудно. Но очевидно, что реакция акционера ВЕТЭК может последовать. В частности нельзя исключать судебных исков к изданиям, распространяющим информацию, достоверность которой не подтверждается. Недавно в СМИ были опубликованы фрагменты попавшего в распоряжение "Обозревателя" внутреннего электронного письма Сергея Курченко сотрудникам ВЕТЭК. В письме сообщается, что бизнес столкнулся с информационной атакой и компания примет все меры цивилизованной юридической защиты. "Привлечем очень хороших юристов, будем судиться и самими изданиями, и с авторами. Характерно, что контролирующие органы не обнаружили никаких нарушений в нашем бизнесе".

Впрочем, Сергей Курченко призывает сотрудников относиться к ситуации спокойно, адекватно оценивая информационные провокации. 

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять