Октябрьская Генеральная Ассамблея ООН, принятие ряда законодательных актов о реинтеграции Донбасса, переговоры спецпредставителя Госдепартамента США Курта Волкера с помощником президента РФ Владиславом Сурковым по украинским вопросам – эти недавние события заставили по-новому взглянуть на перспективы мирного урегулирования на Донбассе, под новым углом осветили судьбу Минских соглашений.
Становится все более очевидным, что роль Минских соглашений – скорее прекращение огня, а не урегулирование. Минский формат зашел в тупик настолько, что само слово "Минск" вызывает недоверие у народа Украины. Минскому процессу необходим полный рестарт, как содержательный, так и имиджевый – своего рода "ребрендинг".
Всплыла на поверхность и двойственность позиции нынешней украинской власти. С одной стороны – декларации – которые делаются в расчете как на избирателя, так и на западных партнеров: "мы приняли закон о реинтеграции", "мы готовы ко вводу миротворцев ООН". С другой – отсутствие каких либо реальных шагов по достижению мира, для начала – хотя бы реалистичного и реализуемого поэтапного плана мирного перехода Донбасса под украинский контроль.
Главный вывод из последних событий и деклараций по процессу урегулирования конфликта на Донбассе – Украине не хватает комплексного и реалистичного подхода для настоящего урегулирования.
Украина должна быть не объектом мировой политики, а ее субъектом, проактивным инициатором изменений. Мы не можем и не должны ждать, пока Курт Волкер и Владислав Сурков за нас решат нашу судьбу. Они могут договориться и поставить Украину перед неприятным фактом принятия непопулярных решений. Например, речь может идти о выполнении политических шагов в рамках Минского процесса – амнистии боевиков, изменении Конституции и т.д.
Нам нужен не "закон о войне", а мирный план – последовательный, пошаговый план действий, который приведет к прочному миру на Донбассе. Как депутат, избранный в Мариуполе, и человек, многие годы отдавший развитию Донбасса, чувствую личную ответственность за содействие процессу скорейшего установления мира на Донбассе и его социально-экономическому восстановлению.
Моя команда разработала план мирного урегулирования – "Три основы: –Легитимность, Безопасность, Доверие". Легитимность – необходимость наличия легитимного партнера на временно неподконтрольных территориях. Безопасность – без прекращения огня не удастся продвинуться в любом другом элементе урегулирования. Доверие – между Киевом и жителями оккупированных территорий, Вашингтоном/Брюсселем и Москвой и, в конечном итоге – Киевом и Москвой. Сегодня пришло время предложить пошаговую инструкцию для реализации мирного плана, которая учитывает и все последние заявления сторон:
Шаги мирного плана
- Украина разрабатывает и предлагает мировому сообществу детальный и последовательный план реинтеграции Донбасса, включающий тяжелые для нас, но необходимые для успешного завершения мирного процесса компромиссы.
- План включает в себя этапность ввода миротворческого контингента по всей зоне конфликта, с одновременным учреждением на поэтапно освобождаемых территориях международной временной администрации (МВА), вплоть до выхода на ныне неконтролируемые участки границы Украина-РФ.
- Верховная Рада, правительство, администрация Президента Украины разрабатывают законодательные акты, которые легитимизируют как ввод миротворческих сил ООН в Украину, так и введение на ныне оккупированных территориях Донбасса МВА, определят ее статус и полномочия, включая передачу ей контроля над всеми социально-экономическими вопросами. Только она позволит избежать правового вакуума и новых попыток насильственного захвата власти сегодняшними боевиками. МВА может быть создана согласно решению СБ ООН и должна формироваться из не-участников Венского формата. Она будет действовать под эгидой ООН и на основе согласованного с Украиной Планом действий, а также специального соглашения с правительством Украины. Выборы на Донбассе станут возможны только после получения администрацией контроля над всем регионом.
- Полный рестарт переговорного процесса – отказ от продолжения показавшего себя неэффективным Минского формата (при этом в Минске могут остаться рабочие группы для отработки технических вопросов). Украина выступает с инициативой о переносе площадки для стратегических переговоров в Вену в новом формате – Украина, Россия, США, Германия и Франция, с назначением постоянных спецпредставителей от всех сторон с обширными полномочиями – участниц нового мирного процесса. Именно в Вене расположена штаб-квартира ОБСЕ – единственной институции, признаваемой всеми сторонами конфликта в качестве не только нейтрального арбитра, но и организации, которой предстоит сыграть одну из ведущих ролей в осуществлении достигнутых договоренностей. В основе переговоров – разработанный нашей страной детальный и последовательный план реинтеграции Донбасса. Компонентом плана должен стать план экономического восстановления региона, часть затрат по которому возьмут на себя международные партнеры.
- На время до окончания мирного процесса органы власти Украины оказывают максимально возможное содействие восстановлению доверия между жителями оккупированных территорий и остальной Украины – начиная с выплаты пенсий и пособий жителям оккупированных территорий, предоставления социального жилья временно перемещенным лицам и прекращения экономической блокады.
При составлении планов и принятии решений нашему государству важно помнить, что "Украинский кризис" является в настоящий момент краеугольным камнем для определения направления развития системы безопасности всей системы НАТО. И от активной позиции Украины многое зависит. Такое положение вещей требует от власти реальных поступков. Потому что на Западе нарастает усталость от Украины и недовольство ее результатами. Более того, растет подозрение, что Украина (т.е. ее власть) на самом деле не хочет реального урегулирования, а предпочитает "разыгрывать" российскую угрозу во внутриполитических целях и использовать ее как объяснение своих провалов перед иностранными партнерами.