Вчера с территории Горловского химзавода отправился автокараван с последней партией опаснейшего вещества, мононитрохлорбензолом-МНХБ (т. н. "кровяной яд", который мгновенно убивает человека). Как уже писала "Сегодня", на протяжении десятилетий здесь скопилось 2350 тонн высокотоксичных отходов. Проблема их утилизации сдвинулась с мертвой точки, когда в этом году Кабмин выделил 60 млн на вывоз МНХБ в Германию и Польшу, где яд будет уничтожен. Тендер на реализацию этой программы выиграла израильская фирма, но основные работы по затарке МНХБ и его перевозке выполняли отечественные специалисты (170 человек. — Авт.).
ФОТО: Опасные отходы: как из Горловки "кровяной яд" вывозили
В "последний путь" оставшуюся партию МНХБ лично проводил министр экологии Николай Злочевский. Ему, как и журналистам, не дали респиратор, и делегации пришлось около получаса дышать невероятно едким воздухом, который точь-в-точь напоминает запах ликера "Амаретто". "Здесь проделана колоссальная работа. Это большое достижение для Горловки, Донбасса и всей Украины. В перспективе мы должны очистить всю страну от подобных ядов. Мы решили утилизировать яды в Европе, так как строительство завода по утилизации здесь, в Горловке, обошлось бы на 30 млн дороже. К тому же завод после уничтожения ядов оказался бы ненужным", — сообщил министр экологии. Он также опроверг информацию, ранее появившуюся в СМИ, о том, что несколько человек, работавших на вывозе МНХБ, попали в реанимацию. "Был один случай — инфаркт у водителя. Но яд здесь ни при чем, подобное и с летчиками может случиться", — заявил он.
Опасно. На заводе стоит очень едкий запах "Амаретто". Фото: С. Ваганова
Сами водители, похоже, не боятся смертельного груза. "У нас отличные фуры ("Вольво", "Мерседес". — Авт.), идут мягко и утечек не было. За моей спиной 21 тонна этой отравы. Едем через Днепр, Киев и Львов — в Польшу. Там двинем до Гданьска. В одну сторону пройдем 2100 км. В нашей колонне будет около 30 фур. Постараемся в день преодолевать 500 км, но, с учетом процедур на границе, вряд ли успею встретить Новый год дома. Ну что уж поделать? Дело-то — государственной важности!" — рассказал дальнобойщик из Луганска Александр Лимарев.
Эколог: яд — в грунте
Местные экологи советуют чиновникам не спешить рапортовать о решении проблемы. "Нужно исследовать 290 га территории завода, иначе вывоз МНХБ будет обычным пиаром. Никто не знает, какие вещества и сколько их осело в грунте. Например, есть данные, что за территорией завода их 37%", — говорит эколог Владимир Ющенко.