Боевые машины, построенные в Одессе: железные монстры меняли ход Гражданской войны

Первые одесские военные самолеты "Анатра-Анасаль" появились благодаря афере

1/5

Одесские Кулибины были известны на всю страну — инженеры и изобретатели создавали уникальные самолеты-истребители, бронепоезда и подводные лодки. При помощи невиданных железных монстров одесского производства военные меняли ход истории и выигрывали сражения.

Реклама

АВИА-АФЕРА. Первые одесские военные самолеты "Анатра-Анасаль" появились благодаря... афере 33-летнего городского банкира и мецената Артура Анатры. В 1908 году одесские фанаты воздухоплавания создали первый в российской империи аэроклуб на благотворительные взносы горожан. Влиятельный одесский банкир и промышленник Анатра также помог деньгами и был избран президентом клуба. Через два года при клубе были созданы авиашкола с военным отделением и авиамастерские, где одесские механики ремонтировали и собирали заграничные аэропланы. А еще через год "незаметно" для городской общественности изменилась и форма собственности аэроклуба — Артур Анатра приватизировал авиамастерские и школу пилотов со всем имуществом, став, наверное, первым одесским "рейдером".

Предприимчивый одессит быстро понял, какие выгоды может принести производство военных аэропланов: в 1913 году ему удалось получить госзаказ на постройку в Одессе пяти самолетов "Фарман-XVI". Себестоимость производства "Фарманов" была всего 7300 рублей. В свою очередь, государственная казна покупала аэропланы у Анатры по 8775 рублей! Немалые деньги приносило и обучение пилотированию — с гражданских и офицеров за годичный курс в авиашколе брали от 600 до 1500 рублей. К авиастроению Анатра подошел с размахом, запустив при помощи изобретателя Владимира Хиони в производство собственные модели воздушных разведчиков и бомбардировщиков "Анатра Д" и "Анатра-Анасаль". После начала Первой мировой войны банкиру удалось получить госзаказ на 759 самолетов. Однако изготовлено было всего 350 штук — революция помешала. Пробовали одесские авиастроители строить и тяжелые бомбардировщики: в 1916 году на заводе Анатры были построены уникальные двух- и трехмоторные самолеты "Анадва" и "Анатра DE". Эти самолеты превосходили лучшие модели того времени, однако в производство не пошли. К слову, одесские истребители и бомбардировщики были на вооружении как белых, так и красных. А после войны еще долго летали в составе ВВС Австрии и Чехословакии.

БРОНЕМОНСТРЫ. В 1916-м в одесских железнодорожных мастерских началось строительство уникального бронепоезда с дизельным двигателем "Заамурец". Проект был разработан военными инженерами — подполковником Бутузовым и прапорщиками Табуре и Кальчицким. Бронепоезд был настоящей мобильной крепостью — его оснащали двумя крупнокалиберными автоматическими пушками системы Норденфельда калибра 57 мм и несколькими пулеметами, а толщина брони составляла 12—16 мм. "Заамурец" развивал скорость в 45 км/час, легко преодолевал крутые подъемы и мог вести прицельную стрельбу на ходу. Он был прекрасно звукоизолирован и утеплен. Одесский "Заамурец" попал на фронт в 1916 году. И в процессе Гражданской войны переходил из рук в руки и менял названия: в 1917 и 1918 годах красные стреляли по гайдамакам и белым, в 1918 году его захватили белочехи, которые пробивались на Дальний Восток. Чехи переименовали бронепоезд в "Орлика" и проехали на нем через всю Сибирь. Машина до 1930 года успела послужить китайцам и японцам. Следы одесского бронепоезда затерялись в Китае.

"Заамурец" в процессе войны неоднократно переоборудовался — ему добавили два орудия, а также увеличили количество пулеметов. Стрельбу из бронепоезда корректировали при помощи перископов. Следы одесской машины затерялись в Китае

Одесская подводная лодка: с виду — как пивная банка, но стала боевой. Задолго до летающих бомбрадировщиков и бронепоездов 4 мая 1877 года в Одессе была построена первая российская подводная лодка. Субмарину создал бывший российский военный моряк, одессит польского происхождения Степан Карлович Джевецкий. Подлодка была похожа на пивную бочку — ее корпус и "начинку" за несколько месяцев склепали на механическом заводе Гулье Бланшара. Несмотря на неказистый внешний вид, первая отечественная субмарина оказалась жизнеспособной — в 1878 году изобретатель лично опробовал ее на ходу в Одесской гавани. Аппарат Джевецкого мог погружаться на глубину 14 метров, однако запаса воздуха хватало лишь на 20 минут. Вскоре изобретатель получил заказ на создание боевых подлодок.

Фото: gunftrottrs.com, oldphotoes.ua, gloryespict и архив автора.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64107.32

Bitcoin Cash (BCH)

480.67

Binance Coin (BNB)

593.33

Ethereum (ETH)

3100.52

Litecoin (LTC)

81.62

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,01
52,01
52,01
25,48
54,49
54,04
50,51
27,58
57,94
56,41
54,86
26,76
58,29
56,79
56,68
28,29
58,50
56,50
53,90
28,04
60,88
57,91
56,99
28,59
61,99
59,99
57,49
28,97
61,99
59,99
57,49
28,98
62,99
61,99
59,99
28,98
-
52,99
50,73
26,04
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.36

Евро (€)

42.4

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять