Жара, снова пришедшая в Украину, портит не только продукты, но и дороги. Асфальт буквально плывет под весом большегрузов. А если вспомнить, что полотно во многих местах не восстанавливали после зимы, то ситуация плачевная.
Чиновники подсчитали – только 3% трасс в стране можно назвать хорошими. Остальные нуждаются в ремонте. Причем – не ямочном, а полноценном. Но у государства денег на это нет.
Адресат ругани и проклятий – Укравтодор. Трудно найти водителя, безразличного к этой структуре. Гробить на украинских дорогах автомобили и нервы доводилось почти каждому.
"О наших дорогах я могу сказать, что они есть. Они есть в жизни, и они есть на бумаге. К сожалению, не всегда качество этих дорог устраивает обычного гражданина", – говорит Владислав, автомобилист.
Треть жизни Владислав провел за рулем. Говорит, уже сбился со счета – сколько поменял колес из-за плохого дорожного покрытия. Но если в зоне военного конфликта асфальт разрушают обстрелы и гусеницы танков и БМП, то почему в мирных районах они выглядят, словно после бомбежки?
Путеводителем по плохим дорогам станет приложение для планшетных компьютеров и планшетов, разработанное по заказу Министерства инфраструктуры.
В профильном ведомстве признают: данные, собранные по старинке – безнадежно устарели.
"Служба автомобильных дорог просто ездит и отмечает, что они видят. И, безусловно, они видят не все", – сказал Роман Хмиль, директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Министерства инфраструктуры Украины.
Приложение улавливает каждую вибрацию дороги, оценивает ее, собирает информацию о местонахождении автомобиля и передает все в вычислительный центр. После обработки данных конкретный участок на карте соответственно маркируется: зеленый цвет – качество покрытия хорошее, желтый – дорога терпимая, а красный – проблемная.
Пока что – обработано менее трети украинских дорог. Но это дело времени, уверены в Мининфраструктуры.
Направляемся из столицы в сторону Черкасс. И лишь съезжаем со знаменитого бориспольского автобана, именуемого в народе "пять минут Америки", как приложение на планшете показывает – тряска увеличилась.
Проехав несколько километров от Переяслав-Хмельницкого, попадаем на участок дороги, который был залатан не единожды. Как видим, особого результата это не приносит – дорожное полотно продолжает разрушаться.
Заполнитель из залатанной ямки – машины выбивают быстро. И скоро на месте небольшого углубления образуется выбоина, попав в которую можно лишиться колеса.
"Любимый нами ямочный ремонт, который только временная панацея до первой зимы, до первой весны", – сказал Владислав автомобилист.
В самом Укравтодоре ямочный ремонт называют по-другому.
"Ямочный ремонт – это банальное обеспечения безопасности дорожного движения на участке дороги, где покрытие разрушено путем существующей выбоины. Ямочный ремонт, к сожалению, как классификатор работ по эксплуатационному содержанию, он позволяет на некоторых участках обеспечить тот же более или менее надлежащее комфортное движение автотранспорту, и обеспечить транспортное сообщение", – сказал Олег Федоренко, начальник управления эксплуатационного содержания дорог и безопасности движения Укравтодора.
В Мининфраструктуры посчитали: такого устаревшего, изношенного дорожного полотна, которому ямочный ремонт не помогает, в Украине – 97%.
В целом сетка автомобильных дорог в стране уже сложилась – прокладывать новые – необходимости нет.
"У нас 50 тысяч км дорог государственного значения. У нас еще 120 тысяч дорог местного значения и еще около 300 тыс. км дорог коммунальных – в городах и придомовые территории", – добавил Роман Хмиль.
Но большинство дорог прослужили уже 30-40 лет, а то и полвека без капитального ремонта. Обновлять коммунальные дороги должны из местных бюджетов, но делают это разве что в Киеве и крупных областных центрах. У остальных денег даже на косметические процедуры не хватает.
Другое дело Укравтодор, который получает деньги из госбюджета. И по идее – немалые. Ведь источником поступлений является акциз с топлива.
"Акциз идет на топливо, акциз ввели на товары, которые продают на заправках. Куда идут деньги, к сожалению, мне неизвестно", – говорит Владислав, автомобилист.
В этом году Укравтодору из бюджета выделена большая сумма – 26 миллиардов гривен. Но 22 из них уйдет на обслуживание текущих кредитов. И только чуть более 3 миллиардов останется на ремонт дорог.
Этой суммы едва хватит для того, чтобы нанести дорожную разметку и убрать с проезжей части снег зимой.
"На текущий средний или капитальный ремонт денег не предусмотрено", – сказал Роман Хмиль.
Так что спасать дороги не за что. А делать это нужно каждые 6-7 лет. Иначе – они исчезнут с автомобильной карты.
Доцент транспортного университета Олег Островерхий называет научно обоснованные цифры расходов на реанимацию дорожной сети: 70-80 миллиардов гривен ежегодно.
"И происходить это должно не один год, 2 и не 5. А 10-15 лет необходимо вкладывать в то, чтобы обновлять сеть, ее несущую способность", – считает Олег Острфоерхий, доцент кафедры строительства и эксплуатации дорог Национального транспортного университета Украины.
А это трасса Львов-Луцк. Назвать дорогой язык не поворачивается. Не успеваем тронуться, как влетаем в очередную яму. Мы хотели отдать этой дороге пальму первенства, но по итогу присудили лишь третье место Зато заслуженное.
Кстати, здесь же – неподалеку от западной границы – замечаем застывшие фуры. Это одна из отчаянных попыток сберечь покрытие – при температуре воздуха выше 28 градусов большегрузному автотранспорту перемещаться в дневное время запретили. Ибо выдавливают в асфальте колею как в пластилине.
Это дорога из Тернополя во Львов. Проехав по ней, водитель даже грузового автомобиля может забыть о своей подвеске – она просто не выдержит езды по таким ухабам. Второе место в рейтинге.
А вот и Мариупольская трасса. Как видим – ситуация плачевная и на западе страны, и в центре, и на востоке. Но победитель антирейтинга находится на Юге.
Николаев-Кировоград. Разбитое зерновозами и просто притрушенное песком вместо асфальтного покрытия. Здесь можно снимать кино о последствиях ядерной войны. В нашем рейтинге самых плохих дорог Украины.
Так куда все же уходят миллиарды налогов, сборов, акцизов, предназначенных якобы для поддержания и строительства дорог.
"У нас есть в Украине ситуация, когда мы декларируем, что мы с автомобилистов собираем деньги на дороги, целевым будто способом, но затыкаются дыры Пенсионного фонда, "Нафтогаза Украины", – отметил Роман Хмиль.
И в Министерстве инфраструктуры на строительство и реставрацию дорог частными фирмами возлагают большие надежды.
Но в Украине идея до сих пор – в стадии пилотного, то есть пробного, проекта трассы Львов-Краковец протяженностью в 85 километров до польской границы. Каждый, кто построит участок за свои средства – получит право взимать плату за проезд. Транспортный поток в этом направлении – один из самых больших в стране. Но пока желающих инвестировать в украинское бездорожье не наблюдается.
Эту и другие новости вы можете посмотреть в выпуске информационной программы "События недели" на канале "Украина".