Тарифы и сервис на железной дороге: как пассажиру отстоять свои права

Пассажиры жалуются на грязь и духоту в вагонах, а юристы советуют идти в суд

"Укрзализныця" оказалась в эпицентре скандала: на днях журналисты обратили внимание, что проводники в поездах выдают пассажирам грязное постельное белье. Ответ УЗ на запрос СМИ оказался неожиданным: "В связи с нестабильной экономической ситуацией в 2014 году, Львовская железная дорога недополучила запланированные поставки постельного белья", — заявили в ведомстве. 

Низким качеством услуг в поездах УЗ уже давно никого не удивишь. Но зачастую вместо того, чтобы прислушиваться к жалобам пассажиров и совершенствовать услуги, "Укрзализныця" регулярно совершенствует тарифы. К тому же, по словам экспертов, ведет непрозрачную политику в сфере госзакупок. Что нужно знать о своих правах, став клиентом УЗ, разбиралась "Сегодня".

Реклама

ПРЕТЕНЗИИ. Жалобы на качество сервиса буквально захлестнули официальный сайт "Укразализныци". "Полнейшее беззаконие и беспредел, — негодует пользователь Александр. — Неработающая вентиляция и кондиционирование. Четыре открытые форточки на весь вагон, термометры сняты специально, духота доводит людей до предобморочного состояния! При этом проводник разрешает отдельным пассажирам курить в туалете, своем купе и тамбуре". Пользователь Евгений добавляет: "Как можно везти людей на отдых и с отдыха в вагонах, где постоянная грязь? Туалеты дезинфекции не видели, наверное, лет 10! Сколько можно издеваться над людьми!?" — жалуется пассажир Валентин.

ПРАВА. Правила перевозок по железной дороге есть в свободном доступе, но знают их далеко не все пассажиры. Так, в правилах указано, что средства гигиены в санузлах должны быть в наличии обязательно. Что касается постельного белья, то пассажир имеет право даже просить у проводников расстелить ему постель, а после поездки не сдавать белье и не убирать его за собой. Курить или не курить в украинских поездах — не вопрос для обсуждения, а законодательный запрет: проводники обязаны пресекать попытки пассажиров перекурить в тамбуре или туалете. Кроме того, можно воспользоваться рядом бесплатных услуг — например, если пассажир проехал свою станцию или перепутал поезда, то вернуться в пункт назначения он может бесплатно. Даже сесть в вагон можно без билета, если он вдруг остался дома: нужно только попросить кого-то из знакомых, чтобы в течение часа после отправления поезда он предъявил билет начальнику вокзала. А уже он сообщит начальнику поезда, что его пассажир — не заяц.

ИЗНОС. Эксперты говорят, что проблемы в "Укрзализныце" зрели уже давно. "Мы все эти годы "проедали" запас, который достался нам от СССР. "Укрзализныця" очень мало средств инвестировала в обновление парка и инфраструктуры, — рассказывает "Сегодня" директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. — В результате износ вагонов превышает 85—90%, а говорить о приемлемом уровне качества и вообще о выполнении самой функции перевозки — проблематично. Чтобы исправить ситуацию, "Укрзализныце" необходимо искать пути взаимодействия с частным капиталом, потому что самостоятельно решить свои проблемы она не в состоянии".

Реклама

Экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава добавляет: первым делом выделять деньги на покупку подвижного состава должно именно государство, ведь инвесторы на рынок железнодорожных перевозок идут неохотно. "Например, в Испании правительство ежегодно тратит на пассажирские перевозки и подвижной состав более 5 млрд евро. В Германии эта сумма варьируется от 7 до 12 млрд евро. А у нас — ничего", — говорит Кава. В Министерстве инфраструктуры нам подтвердили: денег на подвижной состав из госбюджета ведомство в прошлом году действительно не получало: "Как и за все годы независимости", — уточнили в пресс-службе. 

ЗАЩИТА. Впрочем, для того чтобы научить проводников добросовестно выполнять свои обязанности, особых капиталовложений не требуется. "Пассажирам нужно учиться защищать свои права, — говорит Вовк. — Если они видят неадекватный уровень сервиса, есть достаточно механизмов, чтобы требовать нормального обслуживания — вплоть до судебных исков. Ну а если ничего не требовать, то ничего и не изменится".

Юрист Максим Щербатюк советует украинцам активнее защищать свое право на качественный сервис. В свое время он сам выиграл суд у монополиста. "Самое главное — доказательная база. Половина дела будет сделана, если нарушение будет зафиксировано, — делится Щербатюк. — Ну а здесь все зависит от находчивости самого пассажира: он может снять все на видео, сфотографировать или привлечь в свидетели других пассажиров. Если пассажир травмировался в вагоне, например, из-за некачественных сидений, то травмы необходимо зафиксировать, пройдя медосмотр. После сбора всех доказательств можно обратиться в отдел качества и контроля УЗ. Больших шансов найти там понимание нет. Но вероятность того, что проблема будет решена, все же существует. К тому же, нужно обратиться с запросом к УЗ, чтобы получить хоть какой-то ответ, потому что в суде обязательно спросят, обращался ли истец в УЗ. После получения письменного ответа и при наличии доказательств, можно использовать закон "О защите прав потребителей" и идти в суд".

Реклама

КОНКУРС. В УЗ "Сегодня" рассказали, что работают над новой системой пассажирских перевозок. "Следующим летом для пассажиров, которые путешествуют из крупных городов, будет запущено 16 региональных поездов по новым маршрутам. Будет изменен интерьер салонов и установлены системы кондиционирования", — пообещали в пресс-службе предприятия. Для повышения уровня сервиса здесь проведут конкурс начальников поездов. "Основные требования: высшее образование, стрессоустойчивость, а для фирменных и международных поездов — знание иностранных языков. В дальнейшем конкурс будет объявлен для проводников и билетных кассиров".

Эксперты: "Тарифы уничтожают украинский бизнес"

Ничего не делая для улучшения качества услуг, "Укрзализныця" (УЗ), тем не менее, систематически повышает тарифы на грузоперевозки. Так, только в 2015 году цены поднимались уже дважды: сначала в январе на 30% для всех грузов и на 10% — на перевозку угля, а потом в марте — тариф на перевозку угля тоже довели до 30%. В мае была предпринята еще одна попытка поднять тариф на 25%, но Госрегуляторная служба ее заблокировала. "Индексация тарифов необходима для частичной стабилизации финансового состояния отрасли, принимая во внимание рост цен на ГСМ", — оправдываются в УЗ. Это было бы справедливо — если не учитывать, что последние 10 лет стоимость грузоперевозок в долларовом эквиваленте выросла на 90%, а стоимость нефти марки Brent — мирового индикатора тарифов на топливо, — хоть и упала, но из-за девальвации гривни все равно стоит на 60% больше.

В первую очередь, из-за повышения тарифов страдают промышленность и бизнес. А ведь именно промышленность обеспечивает самые крупные поступления в бюджет — то есть от ее состояния зависит благосостояние украинцев. "Рентабельность металлургической промышленности сейчас близка к нулю либо вообще отрицательная. Любое увеличение себестоимости в одностороннем порядке, без учета реальной экономической ситуации, может привести к остановке предприятий", — пояснил "Сегодня" глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький.

К тому же эксперты не видят реальных предпосылок для увеличения тарифов. "Когда в этом году УЗ поднимала тариф на грузоперевозки, были хоть какие-то причины, чтобы этот рост обосновать. Да, был скачок курса доллара, а целый ряд статей закупок УЗ — долларовые. Но за последние 6 месяцев курс доллара относительно стабильный, — говорит Сергей Вовк. — УЗ удалось реструктуризировать значительную часть своей задолженности перед внутренними кредиторами, и таким образом освободить значительную часть средств. Кроме того, в момент предыдущего повышения никакого инвестирования в подвижной состав бизнес не ощутил. Поэтому говорить о следующем повышении тарифов неправильно и неконструктивно: это будет просто удар по бизнесу, который и является основным клиентом УЗ".

Эффективность тендеров УЗ также оставляет желать лучшего, считают эксперты. Так, в июле в СМИ прогремел скандал, когда УЗ договорилась о закупках дизтоплива по цене выше рыночной — 17 350 грн/т (около $530), в то время как бизнес закупал ДТ по цене ниже $490! При объеме потребления топлива УЗ, такая разнице в закупочной цене выливается в $10 млн в год. В УЗ уточняют: "В июне 2015-го наш тендер выиграла компания, предложившая самую низкую цену. Сейчас это 16,5 тыс. грн. А в последнем августовском тендере победила цена 15,8 тыс. грн, и топливо уже поставляется". Впрочем, по прогнозам экспертов, цену могут пересмотреть, но не факт, что в сторону понижения.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64550.91

Bitcoin Cash (BCH)

479.5

Binance Coin (BNB)

612.26

Ethereum (ETH)

3151.85

Litecoin (LTC)

85.57

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,61
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,69
55,25
55,04
27,49
56,90
54,90
54,09
28,04
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
59,99
59,99
28,98
60,99
58,99
57,49
28,98
-
52,47
51,08
26,76
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.67

Евро (€)

42.52

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять